Начался этот размышлизм, как ни странно, с розовой кофточки Гермионы Грейнджер... Как-то я задумалась сначала о традициях костюма и моде в магическом мире, затем мысль плавно перешла к хогвартской форме, а от нее — к такому очевидному, но не привлекающему внимания, факту, что в Хогвартсе мальчики и девочки всегда учились совместно. Всегда. Со дня основания Хогвартса. На протяжении столетий, в то время как магглы тщательно разграничивали мужскую и женскую сферу деятельности. А это, вообще-то, серьезнейшее отличие уклада жизни магического мира от маггловского.
читать дальшеТочка отсчета. До и после
Новая эра в существовании волшебников, несомненно, начинается с основанием Хогвартса. До этого момента маги живут и выживают в одиночку; они либо становятся отшельниками, к которым приходят за помощью и советом, либо, если колдун предпочитает публичность, он занимает место советника вождя, либо, что по объективным причинам случается реже, сам выбивается в герои и вожди.
Разобщенность вызвана отношением к другому магу как к конкуренту. Каждый волшебник по отдельности изобретает уникальные заклинания и зелья, магия индивидуальна, и это одновременно является и ее силой, и ее слабостью. С одной стороны, подбор индивидуального ключа к решению задачи всегда приносит лучший результат, нежели применение общего подхода, но с другой стороны, гораздо меньше шансов, что этот ключ сохранится для будущих поколений, а не канет в небытие.
Постепенно маги понимают, что еще немного и они ассимилируются с магглами: их рождается гораздо меньше, чем обычных людей, знания, накопленные одним волшебником, нередко теряются, кроме того, в отличие от магглов, их не объединяет никакая высшая легитимная власть, и, соответственно, нет общего вектора развития.
Как известно, объединится гораздо легче, если существует внешняя угроза. И такая угроза действительно возникает - Государство и Церковь, берущие под контроль те области деятельности, которые искони принадлежали магам. Любой человек может вступить в церковный орден и обрести огромное влияние, а вот волшебником может быть только тот, кто им рожден.
С расцветом феодализма маги вынуждены создать Хогвартс, который в те времена является вовсе не символом мира, не школой, а последним оплотом для борьбы с крепнущими государственными и церковными структурами. Это одновременно и политический и культурный центр, и защищенная крепость, и хранилище знаний, и место подготовки новых поколений волшебников. Сердце магической цивилизации.
Хогвартс, как известно, основан двумя мужчинами и двумя женщинами. Пример, подобный которому не найти в маггловском мире. Только представьте себе самый близкий маггловский аналог Школы — крупный монастырь, — где совместно проживают монахи и монахини, а аббат с аббатисой за кубком вина обсуждают дальнейшие планы по расширению сфер влияния…
В то время как для магглов характерен взгляда на женщину как на "сосуд диавола", ведьмы обладают гораздо большей силой и свободой. Дело в том, что маги не могут себе позволить не обучать женщин. Их и так слишком мало, — тут каждый боец на счету.
Разумеется, первую скрипку все равно играют мужчины. Это видно хотя бы по тому, что два наиболее активных факультета основаны именно мужчинами. "Женские" факультеты всегда словно бы немного в тени. Но в общем и целом, ведьмы всегда могут ответить на "молчи, женщина!" своим Silencio.
Гермиона vs. порабощение слабых созданий
Раз не было подавления, то логично предположить, что не было и движения за освобождение. Если посмотреть на то, чем занимаются ведьмы, то можно увидеть, что каждая выбирает путь в соответствии со своими способностями и возможностями. Молли Уизли - многодетная мать и домохозяйка, Розмерта содержит бар, МакГонагалл преподает, Помфри лечит, Боунс работает в Министерстве, Тонкс - в аврориате. Учитывая, что в маггловском мире женщины-врачи появились только ближе к концу XIX века, а политические права получили и того позже (это в развитых странах!), то магический мир выглядит намного прогрессивнее в этом отношение.
Что же касается Гермионы Грейнджер и ее попыток организовать движение освобождения, то в этом видится ирония Роулинг в отношении ярых феминисток. Несмотря на то, что Гермиона симпатична автору как персонаж, во всех сценах с горячими выступлениями в защиту чьих-то прав Гермиона выглядит, мягко говоря, наивно, а, называя вещи своими именами, глупо.
Моделирование по факультетам
Попробую сделать небольшую разбивку по факультетам.
Очевидно, что Слизерин - самый консервативный факультет. Древние обычаи чистокровных волшебников в сочетании с психологией изоляционизма делают их яркими традиционалистами. Не припомню, чтобы упоминались девушки-игроки в квиддич. Для них этот вид спорта так и остался мужской забавой.
Героини, закончившие Слизерин, и наиболее ярко описанные в ГП: Белла, Нарцисса, Панси. Если попытаться выделить некие общие черты, этот типаж я бы назвала "немезидой". За своих они готовы на все. Соображения справедливости их не останавливают.
Гриффиндор по логике вещей должен бы находится в противоположном конце шкалы. Мне, честно говоря, гриффиндорки напоминают участниц стахановского движения с лозунгами "пятилетку за три года!" Гермиона, Джинни - они словно бы постоянно доказывают, что ничем не хуже мужчин, такой тип "женщины-товарища". Кстати, показательно, что на посту декана Гриффиндора находится женщина.
Рэйвенкло и Хаффлпафф рассортировать не удается: слишком разрозненная информация, учитывая, что из Рэйвенкло подробно описаны только Луна и Чоу, а из Хафлпаффа - одна Тонкс.
а что насчет слизеринок скажешь?))
Про слизеринок, как и слизеринцев, я думаю, что они похожи на воду. Скажем, на пути воды попадается препятствие. Вода не обогнет его - даже свернув в нужного ей курса - и потечет дальше, в конце концов вернувшись в русло.
Гриффы в этом смысле станрут страться проломить препятствие своей головой.
ну да, логично.
)))
Ход мысли был такой)) Вот есть одно селение. Время от времени возникают проблемы с падежом скота, порчей, болезнями, плохим урожаем. Население решило обратиться к колдуну, чтобы тот помог. Если в округе несколько подходящих колдунов - к кому обратиться? К тому, кто самый лучший и при этом взамен попросит не слишком много.
Плюс работает закон спроса-предложения. Чем уникальнее товар, тем выше спрос, тем лучше продавцу. Соответственно, если на одну местность приходится несколько магов, они друг другу сильно мешают, сбивая дефицит на услуги. (Я имею в виду только тех магов, которые жили именно за счет своих способностей, кормились от магглов).
Вот как-то так.
Римский собор 743 года постановил предавать анафеме (т.е. "великому отлучению") "того, кто оставляет кушанья, произносит заклинания или пускается в пляс"(с). Знаете, что такое анафема?
Ана́фема (или великое отлучение) — налагается высшей церковной инстанцией, применяется к отступникам и еретикам. Анафема имеет неопределённый срок действия и предусматривает запрет на любые связи церкви с отлучённым.
Публично почитал заклинания и - всё. Учитывая время действия, человек, преданный анафеме, автоматически исключался из списка "членов общества", становился отверженным, прокаженным. Его не нанимали на работу, ему не подавали руки, не оказывали никакой помощи. И преданный анафеме маг или магиня, живущие среди маглов и не скрывающие своей инакости, вышвыривается из жизни общины. Становятся не-людем. Они даже у соседей соли занять не смогут. Более того, им и не позволят жить с нормальными людьми.
Маг, который не будет скрывать свою инакость среди маглов, очень быстро будет изгнан.
Турский собор 813 года уже говорит, что магия есть ловушка Дьявола. Парижский собор 829 года вспоминает стихи Левита 20:6 и Исхода 22:18, предписывающие предавать колдуна смерти, и выносит постановление, что король имеет право наказывать тех, кто, предавшись Сатане, чинит вред. [Уже видна тенденция, не находите?..]
Я уж не говорю о всём прочем.
Кстати, первый смертный приговор за малефициум был вынесен уже в 1022 году. Это официально, про самосуды и смысла нет упоминать.
Суть в том, что после того как большая часть территории охристианизировалась, маги как, если можно выразиться, "подвид" Homo sapiens sapiens стали преследоваться. И в том, что магическое общество разобщилось, нет никакой составляющей боязни конкуренции. Только проблема выживания. Возможностей выжить в таких условиях, как понятно, две. Жить среди маглов, мимикрируя, или собраться всем вместе и уйти туда, где нет маглов-христиан.
я написала Новая эра в существовании волшебников, несомненно, начинается с основанием Хогвартса. До этого момента маги живут и выживают в одиночку; они либо становятся отшельниками, к которым приходят за помощью и советом, либо, если колдун предпочитает публичность, он занимает место советника вождя, либо, что по объективным причинам случается реже, сам выбивается в герои и вожди.
Разобщенность вызвана отношением к другому магу как к конкуренту.
Таким образом, все о чем я говорю в этом отрывке относится ко времени до основания Хогвартса. По-моему, в каноне нет точной даты основания, поэтому я высчитывала так:
к сожалению, Роулинг нигде не говорит точно о датах жизни основателей, но с большей долей вероятности можно предположить, что они родились не ранее VII века н.э. (Имя Мерлина, жившего на рубеже V-VI вв., в мире волшебников вошло в такие устойчивые выражения, как «слава Мерлину» и т.п. Логично было бы предположить, что если основатели жили раньше Мерлина, их имена, как имена великих волшебников, тоже использовались в подобных выражениях, но этого не происходит. Для волшебников они более историчны, чем Мерлин, который уже, скорее, полулегендарен). Отсюда.
Соответственно маги-одиночки процветают или хоть как-то выживают до VII в. н.э.
Я читала ваш пост у вас на дневнике, у вас вообще очень интересные посты по истории, рассчеты по датам и хронологии.
Хотелось бы узнать вашу точку зрения, вы считаете, что маги всегда жили общинами?
Соберусь с мыслями дальше - продолжу то эссе про основание Хогвартса. Кстати, обратили внимание, что от Основателей не осталось ни книг, ни дневников, ни портретов, ни описаний - ничего?. Ровно четыре артефакта по штуке на Дом, да Шляпа. "А был ли мальчик?"(с)
Буду ждать