so clumsy
Немного размышлений о Джеке в лост. Вариация на тему))
Джек и Кристиан
Джек и Кристиан
Очень интересны взаимоотношения Джека с отцом. В тех эпизодах, где появляется Кристиан, видна настолько заостренная реакция Джека на любые слова и поступки отца, что это наводит на размышления.
Я не сторонница распространенных теорий, что Кристиан третировал Джека в детстве, бил, угрожал и т.п. Посмотрите на взрослого Джека и представьте себе этого сильного упрямого мужчину забитым ребенком... Я более чем уверена, что его отец был очень строгим и требовательным родителем, но жестоким бесчеловечным монстром, который так популярен в англоязычных фанфиках, он явно не являлся. На самом деле, он виртуозный манипулятор, по крайней мере, сына своего он знает от и до и легко им управляет (до определенного момента).
Есть очень яркая сцена в эпизоде, где Кристиан убеждает Джека подписать свидетельство о смерти пациентки. Сначала он признает свои ошибки, говорит, что был несправедлив к нему в детстве, потом легко и непринужденно переходит к похвалам профессионализма Джека (немного лести никогда не помешает, тем более, я уверена, что это первый и единственный раз, когда Джек получает заслуженное признание от отца – потому на него так и действуют эти слова), а затем просит помощи, давя на жалость, утверждая, что медицина для него – это все.
Здесь стоит заметить, что у Кристиана есть очень серьезное преимущество перед сыном. Он эмпат, он хорошо чувствует людей, он к ним близок, легко приспособляется, улавливает настроение на лету (вспомните сцену, когда овдовевший мужчина грозит подать в суд на Кристиана, а тот после минутного разговора кладет руку ему на плечо – жест дружеский и покровительственный, – и мужчина уже попадает под его влияние).
Джек в этом совершенно не похож на отца. Он типичный сангвиник, энергичный, деятельный, но при этом не чувствующий людей (к примеру, забавная сцена с Кейт из первого сезона: Джек весь поглощен мыслью перебраться в пещеры, Кейт явно не в восторге от этой мысли, и она неоднократно дает это понять, но когда они возвращаются на пляж, она останавливается, чтобы что-то поправить, и спрашивает Джека, куда он пялится, тот упрямо продолжает говорить о переезде в пещеры). Это не невнимательность, просто неспособность улавливать чужие эмоции, вот поэтому Джеку никогда не стать манипулятором. С другой стороны, это же качество помогает ему не поддаваться манипуляциям других людей. Так что в такой «глухоте» есть и плюсы и минусы...
Возвращаясь к отношениям Джека и Кристиана. Кристиан, похоже, один из немногих людей, которые смогли пробиться и прочно засесть в подсознании сына, и сделал он это очень просто: нужны только требовательность, строгость и аура «великого человека», – но все с раннего детства.
Кристиан всегда требует от сына чуть больше, чем тот способен сделать, и сразу виден двойной «педагогический» эффект: во-первых, желание добиться того самого «большего» (здесь главное не переусложнить задачу, чтобы не внушить ощущения собственной никчемности), и, во-вторых, воспитать чувство вины, оборотной стороной которого является гиперответственность.
Мне кажется, что в сцене, когда Кристиан говорит маленькому Джеку, что для него будет слишком тяжело быть героем, он сам не осознает, что лично толкает сына на этот путь. Может, именно после этого разговора, он и задумывается о воспитании сына.
При этом есть моменты, когда проскальзывают теплые нотки в отношении отца к сыну. Когда Кристиан приезжает к нему на свадьбу (кстати, почему этого не сделала Марго?), первые его слова: «Здравствуй, ребенок» («Hello, kiddo»), – мягкие, доброжелательные, может быть, немного снисходительные, но в любом случае очень семейные. Так что помимо бочки дегтя, были и капли меда в их отношениях.
В сцене с собранием врачей, где выслушивают показания обоих Шепардов, Джек до последнего убеждает себя, что должен помочь отцу, однако тут Кристиан делает грубейшую ошибку (хотя выхода у него не было): он говорит, что знал, будто его пациентка была беременна, говорит с тем же уверенным и искренним видом, с каким убеждал сына подыграть ему. Но если он солгал во втором случае, что мешало ему солгать и в первом? Кристиан сам режет по живому: впервые по достоинству оценил работу Джека и тут же показал, что все это может быть ложью. И Джек срывается. И срывается вся задумка Кристиана, после этого случая он уже не сможет управлять сыном (да и не захочет, как мы увидим позже).
После этого происшествия Джек ему уже ни в чем не верит: он перестал чувствовать свою зависимость от отца, перестал его уважать и в какой-то мере даже ненавидит его. Та злость, которая раньше была заперта под гнетом авторитета Кристиана, вырывается наружу. Поэтому Джек и допускает, что отец может иметь интрижку с его женой. Он готов поверить в любой негатив об отце, потому что это укрепляет его уверенность в том, что он был прав, опровергая показания Кристиана.
Следующий этап этого конфликта уже более спокойный. Кристиан улетает в Австралию, стоит, кстати, отметить, что он не упрекает сына ни в чем (нам, по крайней мере, этого не показывают). Он фаталистически принимает свою судьбу и сдается. Работы нет, уважения коллег нет, сына тоже нет. При этом он сам говорит Сойеру, что может все исправить – нужен один только звонок (Кристиан все еще уверен, что сможет повлиять на сына, и мне кажется, он действительно смог бы это сделать), но не хочет. По-моему, он решил просто освободить Джека от себя.
Сложно сказать, что чувствует Джек, когда увидел тело отца. Он на взводе в аэропорту и явно злится на острове, когда разбивает пустой гроб. Очевидно, он не может простить Кристиана, но вот за что: за то ли, что тот постоянно заставлял его сомневаться в своих силах, или за то, что постоянно испытывает чувство вины перед ним, – сказать не могу.
О героизме, лидерстве и ответственности
О героизме, лидерстве и ответственности
Сделаю небольшое отступление о «героичности» Джека. На мой взгляд, он не герой и не хочет им быть, в том смысле, в каком героями являются Супермен или человек-паук. Его идея спасения идет не от стремления «улучшить» мир и бороться со злом, а от того, что иначе он сам, его совесть (как бы не патетично это звучало) не дадут ему спать спокойно (опять же микс из чувства вины и гиперответственности).
Не случайно есть серия с названием «Не навреди» (Do no harm). В своем стремлении избавиться от чувства вины Джек не всегда думает о благе пациента, ставит его не на первое место, главное для него – ощутить, что он сделал все, что было в его силах и ему не в чем себя упрекнуть. (Я практически уверена, что внутренний голос Джека – это голос Кристиана, который требует от него предельной, – а чаще всего и запредельной – самоотдачи). Достаточно вспомнить серию, в которой умер Бун. Для чего Джек хотел отрезать ему ногу: чтобы спасти или чтобы выполнить свое обещание? По-моему, ответ очевиден.
Вся беда в том, что обещание для Джека – это мера самооценки. И если он не с чем-то не справляется, это значит не то, что задача невыполнима, а то, что он недостаточно старался и, следовательно, оказался недостаточно хорош (привет из детства от Кристиана). А далее запускается отработанный механизм самообвинения, который для Джека страшнее любого реального наказания.
Казалось бы, это должно научить его очень внимательно относится к своим обязательствам. И это на самом деле так. В самом начале, когда Локк убеждает его, что все ждут лидера, аки манну небесную, Джек совершенно искренне говорит, что он не хочет этого. В первые дни на острове он вообще далек от управленческих дел, он занимается своими профессиональными обязанностями – лечит, пытается найти сохранившиеся в авиакатастрофе лекарства, спасение людей как таковое его интересует во врачебном аспекте.
Почему же все так дружно прочат ему лидерство? Вопрос на самом деле риторический. Спрашивается – а кто? Женщин исключаем сразу, Саид не проходит по национальному признаку, Локк – одиночка, его не интересует выживание всей группы, ему важны его собственные дела, Бун, может и хотел бы, но слишком молод. Выбор-то небольшой...
А самое основное преимущество Джека – его умение принимать сложные решения и не бояться нести за них ответственность. (Достаточно вспомнить эпизод с эвтаназией маршала. Хотя, конечно, самым показательным в этом плане является момент, когда Бен предлагает Джеку отдать телефон в обмен на жизни его друзей. Тогда Джек проявил себя на высоте, несмотря на то что, понимал: это решение будет самым болезненным и страшным в его жизни).
Вообще умение принимать сложные решения – это необходимый навык для хирурга. При этом зачастую, он должен принять это решения за считанные секунды. Плохо то, что раз приняв подобное решение, Джек уже не изменит его. Это, в общем-то, понятно, если учесть, как тяжело ему далось решение один раз, – отступать здесь для него неприемлемо.
Упрямство Джека, на мой взгляд, – это не дань самоуверенности, а навык, вбитый с детства, идти во всем до конца. Почему он так упорно стремится выбраться с острова? Ведь если присмотреться, то ему, как и Кейт, и Сойеру, не к кому возвращаться. Все просто: Джек, пусть и без особого желания, принял на себя роль лидера, дал обещание, что вывезет всех на большую землю, а обещание для Джека... Это на самом деле порочный круг.
Ну и напоследок, несколько слов о лидерстве в сериале. Вообще, мне кажется слишком надуманным этот переполох, который устроили сценаристы вокруг лидера выживших. Все мы учились в школе, общались с друзьями и наблюдали за тем, как в классе или в компании выделяется лидер группы. Он выделяется не потому, что все решают, что именно этот человек должен стать лидером. Он выделяется именно потому, что является лидером сам по себе, и это не нуждается в одобрении остальной группы, это стихийный процесс. Поэтому всякий раз, когда я слышу с экрана все эти заморочки насчет лидерства, у меня появляется ощущение, что это делается для того, чтобы объяснить глупым зрителям, почему все слушаются Джека, то есть это не внутреннее требование сюжета, а исключительно внешний атрибут. Раздражает, если честно.
Доктор Джек и все-все-все
Доктор Джек и все-все-все
А для кого, собственно, Джек является лидером? На рейсе 815 подобралась очень пестрая компания, и если часть ее вполне себе управляема, то есть и такие индивидуалисты, которым лидер, в общем-то, не нужен. Это Локк, Кейт (о которой разговор отдельный), Саид и Сойер. Если остальные еще худо-бедно нуждаются в руководящей силе, то эти четверо абсолютно самодостаточны и независимы.
Противостояние Джека и Локка начинается в тот момент, когда Джек идет на поиски похищенной Клэр. Локк ему прямо говорит, что он охотник, а Джек – врач, и пусть каждый занимается своим делом.
Постепенно напряженность в отношениях возрастает. Джека раздражает манера Локка все делать втихаря и ставить в известность постфактум (ярким примером является сцена в душе в бункере, когда Локк сначала предлагает посвятить Ану-Лусию в историю с Беном (тогда еще Генри), а потом, убедившись в положительной реакции Джека, говорит, что уже ей все рассказал, то есть явно демонстрирует свою независимость, да еще выставляет Джека дураком).
Случай с Буном вызывает у Джека такой выплеск злости, что удивительно, как они с Локком вообще после этого умудряются жить на одном острове. Реакция Джека вполне объяснима. Он дал слово Буну, что вылечит его, но не смог. Вполне возможно, что по большей части виновато были отсутствие оборудования и медикаментов, но и умолчание Локка, из-за которого Джек поставил неверный диагноз, тоже сыграло свою роль. Локк поставил Джека в самую невыносимую для того ситуацию, и срыв после похорон, свидетелями которого стали практически все выжившие, вполне закономерен.
Интересно, что после этого срыва, Чарли и Херли (то есть ведомые) обратились к Саиду, чтобы тот, по сути, принял «верховную власть» на себя, от чего Саид очень грамотно отказался.
Далее от эпизода к эпизоду отношения между Джеком и Локком все хуже и хуже, и так до взрыва подводной лодки и окончательного разделения на две противостоящих партии. Очевидно, что «политическая платформа» Джека – это обещание «Спасемся с острова». Локку сложнее, у него нет четких слоганов, кроме «Спасем остров!». В данном случае, Джек – это разум, а Локк – душа, и я не уверена, на чьей стороне симпатии сценаристов. (Хотя нам показали, что как лидер Локк менее успешен именно в силу отсутствия понятной и доступной идеи и из-за того, что он все-таки одиночка, а не командный игрок).
Перейду к Саиду – самой вероятной и адекватной замене Джека на посту лидера, если бы не его национальная принадлежность. Я убеждена, что если бы Саид был белым, то вопрос о лидерстве вообще отпал. Надежный, немногословный, вдумчивый, опытный, осторожный, способный на поступок... С Джеком он не конфликтует, но в то же время если он с чем-то не согласен, то делает по-своему.
Джек и Сойер – это просто песня. Что случается, если бросить в бутылку Кока-Колы ментос? – смесь взрывается. Так вот, Сойер – это ментос. Вполне объяснимо, почему у Сойера в первых сезонах такая острая реакция на Джека, тот буквально олицетворяет все то, чем и кем Сойер не является и никогда не станет (и ему на это постоянно указывают). Но вот почему Джек не может спокойно пройти мимо?
После авиакатастрофы все немного познакомились между собой, получили первые впечатления и составили друг о друге мнение. Джек все понял (или думал, что понял) про Сойера, когда столкнулся с ним в самолете: один был в поисках лекарств, другой просто искал, чем поживиться.
Конечно, Сойер постоянно провоцирует «мистера Совершенство». И надо сказать, что из большинства ситуаций Джек выходит с заметным перевесом. Но почти во всех случаях, когда Джеку что-то нужно от Сойера (ингалятор, оружие и т.п.), доктор ведет себя очень странно. Его поведение – это просто идеальный вариант того, как не нужно поступать с человеком, если хочешь, чтобы он добровольно что-то для тебя сделал: грубость, приказной тон, жесткость, иногда жестокость. Ни с кем другим на острове Джек так себя не ведет. Такое ощущение, что Сойер вытягивает на поверхность все самое плохое, что есть в Джеке.
Сойер упорно старается сбросить Джека с пьедестала, а Джек... Джек поначалу ни в чем не соревнуется с Сойером, потому что это означало бы признание равенства между ними (соперничать можно только с равным). (Невозможно представить Джека и Сойера, мирно играющих в пинг-понг, в первых сериях сериала). И, пожалуй, эта снисходительность и бесит Сойера больше всего.
Эпизод с пыткой – самая первая попытка высветить эти две личности. По сути, сам Джек Сойера не пытает, он наблюдает за тем, как это делает Саид и периодически задает вопросы. Позже, когда Джек лечит покалеченную руку, Сойер говорит ему, что так он избавляется от чувства вины, но Джек это отрицает. И я думаю, что он говорит правду. В этом разговоре, Сойер впервые оставляет роль судьи между ними Кейт («Я здесь, потому что больше никто не хочет с тобой общаться». – «Она хочет», – цитирую не дословно, просто передаю смысл). (Не буду сейчас ничего писать о треугольнике, а то растекусь мыслью
). Здесь самое интересное, что оба они воспринимают пытку гораздо проще, чем та же Кейт. Джек действительно не испытывает чувства вины, а Сойер его не обвиняет (он не обвиняет даже исполнителя-Саида и продолжает поддерживать сигнальный костер на пляже, пока Саид проходит курс очищения в джунглях).
Про момент с маршалом я уже писала, так что добавлю только одно: сценаристы здесь преследовали две цели: во-первых, показать, что Сойер совсем не такой злодей, за которого пытается себя выдать, во-вторых, что Джек может взять на себя ответственность не только за чью-то жизнь, но и за смерть.
Самой яркой их совместной сценой первого эпизода, конечно, является разговор перед отплытием плота. Джек приносит Сойеру оружие, Сойер рассказывает о встрече с отцом Джека. Равный обмен?.. С одной стороны, Джек наконец-то услышал те слова, которые так ждал от отца, с другой, это лишь усиливает его чувство вины по отношению к Кристиану – и что самое для него страшное, – исправить уже ничего нельзя.
После смерти Аны-Лусии и Либби Сойер произносит знаковую фразу: «Because you’re the closest thing to a friend», – которая вводит Джека, мягко говоря, в ступор. Для него понятия «друг» и «Сойер» довольно-таки неблизки, и не из снобистских побуждений или ревности из-за Кейт, а просто потому, что он также не умеет дружить, как и Сойер.
Единственный друг Джека, которого нам показывают, это тот самый Марк, которого в детстве Джек пытался защитить от хулиганов. Иными словами, а) с тех пор Джек не слишком преуспел в обзаведении друзьями и б) он не знает, как это – дружить на равных. В общем, здесь мне вспоминается сравнение из книги Акунина «Статский советник», когда Игла называет их с Грином жирафами, которые спутались длинными шеями и не знают, что делать дальше.
По ходу сериала складывается впечатление, что Сойер более открыт в этом плане, ему проще общаться с остальными выжившими – Херли, Чарли, Джином, может быть потому, что его принимают за «своего», а Джек – это все-таки «начальство»...
И, наконец, создатели Лоста дают нам возможность сравнить двух действующих лидеров: Джека и Бена. Нужно сделать оговорку, что в отличие от Джека, для Бена власть гораздо более важна и желанна. Он профессиональный политик, практически канцлер Палпатин, только без Силы. У Бена уникальный талант в части управления другими людьми, он гениальный кукловод, у которого «всегда есть план».
Почему для своих изначальных манипуляций Бен выбрал Локка, а не Джека? Потому что четко просчитал, что Джек уже лидер, а Локк только хочет им стать, он заведомо уязвимей.
С Джеком он начинает серьезную работу, когда тот вместе с Кейт и Сойером, попадает в плен к Другим. Бен сам говорил, что хотел сломать Джека (до того, как тот увидел снимки позвоночника). А зачем, собственно, ему это нужно? Почему он не ломает Сойера и Кейт? Почему не изолирует их друг от друга? Почему отпускает Херли? Все просто: Бен знает, что, не сломав Джека, он не сможет по-настоящему управлять остальными выжившими. Сойеру и Кейт он лишь указывает их место, разбирается как старший с младшими. Джек же ему нужен а) признавшим его превосходство и б) готовым выполнять его указания (ведь он планирует доверить ему свою жизнь).
И когда кажется, что все идет по плану, Джек вдруг делает финт и добивается освобождения своих друзей. По сути, это первый проигрыш Бена, хотя позже он и оборачивает его к своей выгоде. Второй раз Джек обыгрывает его в сцене с телефоном, о которой я уже упоминала. Но, в принципе, Джеку до Бена как политика очень и очень далеко. Все его победы над Беном – это как победы непрофессионала над Тайгером Вудсом в открытом турнире по гольфу: невероятно, но чего только в жизни не бывает.
Что же сломало Джека на большой земле? Внешне все очевидно: какие-то неявные подозрения в адрес Кейт и явления тени отца Джека – доктора Шепарда-старшего. Внутренне Джек осознает, что во-первых, не выполнил своего обещание и не спас людей с острова (отсюда и его срыв на Кейт, когда он пытается себя убедить и кричит, что ее он спас), во-вторых, неурядицы у всех, кого ему удалось спасти (шестерка Ошеаник в полном раздрае: сцена, когда Джек навещает Херли в психушке, и тот говорит ему, что все, включая его счастливую жизнь с Кейт, на самом деле фальшивка), в-третьих, горькое осознание того, что был все-таки неправ, связавшись с людьми Уидмора на корабле. Ко всем предыдущим причинам добавляется непригодность в профессиональном плане (самые страшные кадры в последнем эпизоде третьего сезона, когда у Джека трясутся руки, так что они не только скальпель – стакан воды не удержат).
В итоге стресс на стрессе сидит и стрессом погоняет. Это как лавина, когда один камешек влечет за собой другой. Неудивительно, что когда Бен находит Джека, тот гораздо более управляем, чем на острове. В этот раз Бен очень успешно манипулирует Джеком (вспомните фразу: «Это произошло, потому что ты уехал», – прямое указание на то, что Джек совершил ошибку, и все несчастья лежат на его совести).
Перейду к выводам: Кристиан был на сто процентов прав, когда говорил, что таким людям, как Джек, нельзя становится лидерами. Это прямой путь к саморазрушению. Чтобы успех его решений ни от кого не зависел, Джек должен все делать сам. Когда делаешь все сам, ответственность тоже лежит только на тебе, и если что-то пойдет не так, винить тоже можно только себя...
Джек при всей своей готовности помочь, всегда находится вне коллектива (даже татуировки это подчеркивают). Он одинок и не чувствует этого только потому, что всегда был таким. Думаю, ему предстоит очень серьезно изменится, чтобы спасти всех выживших с рейса 815, включая и себя самого.
Джек и его отношения с женщинами. Треугольник
Джек и его отношения с женщинами. Треугольник
Наблюдая за отношениями Джека со слабой половиной человечества, я сделала два вывода: смотреть на это по телевизору увлекательно и в чем-то умилительно, но пережить такое самой – большого желания не вызывает.
За исключением поцелуя с Джулиет, Джек нигде не проявляет инициативы, да и в этой сцене, он делает это не из чувства, а чтобы а) поддержать Джулиет, б) бросить вызов Бену и в) доказать самому себе, что больше ничего не чувствует к Кейт.
Во всех остальных сферах у Джека абсолютно адекватное мужское поведение, которое вызывает только уважение, но с женщинами он ведет себя слишком неуверенно. Авторы сериала не показывали никаких травмирующих историй из юности Джека (и слава богу!), но в том, что подобная история имела место, я практически уверена. Не думаю, что его настолько подкосило измена Сары. Мне кажется, что-то нехорошее случилось гораздо раньше.
Вначале в отношениях с женой Джек явно «подставляет щеку и позволяет целовать». Если обратиться к эпизоду про их свадьбу, видно, что Сара более уверена в своих чувствах, а Джек находится весь в сомнениях: какую роль сыграло то, что она была его пациенткой, насколько это этично и т.п. Зато через некоторое время после свадьбы, когда он уже пообещал ей любовь до гроба, решение принято и никаких сомнений больше нет, – Сара наносит ответный удар: говорит, что полюбила другого и уходит от Джека... Почему Джек так настойчиво пытается узнать, кого предпочла его жена? По-моему, все происходит оттого, что уход Сары задевает его главное больное место: он дал обещание и, очевидно, не справился, подвел доверившегося ему человека, а Сара еще подливает масло в огонь (трудно судить, умышленно или нет), отказываясь сказать, в чем Джек ошибся, убивая наповал меткой фразой «важно не кто он, а кем ты не смог стать»...
После этого Джека можно было сдавать в утиль. Так совпало, что он одновременно разрушил свой брак и разбил жизнь отца.
Что касается увлечения Габриэль, то это жестокая ирония сценаристов. Зазеркалена ситуация между ней и Джеком и между Сарой и ее неизвестным любовником. Джеку импонирует стойкость и сила Габриэль, которая во всем поддерживает своего умирающего отца. В какой-то мере она такой же двойник Джека, как Разумихин – двойник Раскольникова. Джека к ней тянет, но, во-первых, он давал обещание Саре, и, во-вторых, он не справился с обещанием ей – вылечить ее отца. Этого достаточно, чтобы он считал эти отношения тупиковыми.
Последней каплей в неудачном браке стал вопрос о детях. Сценаристы явно дали понять, что Джек не хотел ребенка, в то время как Сара уже была готова к материнству. Позиция Джека в этом вопросе не удивительна, если вспомнить о его непростых взаимоотношениях с отцом. Забегая вперед, скажу, что его напряженность в отношениях с Аароном имеет те же корни (вспомните трогательную сцену, когда Джек спрашивает Кейт, действительно ли она считает, что он справляется со своими отцовскими обязанностями).
Итак, брак распался, отец исчез из его жизни, на работе тоже, вероятно, не все в порядке (в глазах знакомых врачей Джек потопил своего отца). Иначе сложно понять, почему трудоголик Джек больше месяца проводит в отпуске на Пхукете, где встречает Ачару. И, в общем, ничего особенного в этих отношениях не было, обычный курортный роман, если бы не две сцены. Первая – это их обед в ресторане брата Ачары, когда Джек в ответ на простой вопрос пускается в длинные рассуждения о своем отце. Видно, что эти мысли его не отпускают все время с момента злосчастного свидетельства против отца. Но Ачара, будучи девушкой целенаправленной, быстро пресекает эти попытки самоанализа. Она, по собственным словам, видит в людях их суть, она увидела в Джеке сильную личность, и вдруг эта личность показывает свою слабость... Не комильфо.
И второй интересный момент – в постельной сцене, когда Джек говорит что-то об их длительных отношениях. Он даже этот курортный роман воспринимает серьезно. Безусловно, жениться он не собирается, но и к «легким» отношениям совершенно не приспособлен.
Сделав для себя этот вывод, Джек знакомится с Кейт, и начинается раскручивание основной любовной линии сериала. Вначале отношения развиваются очень стремительно. Это как любовь с первого взгляда, в глазах стоит золотая пыль, и за ней ничего не видно. Постепенно пыль оседает, и Кейт узнает, что Джек способен на жестокость (пытки Сойера), а Джек сталкивается с тем, что Кейт не нужен защитник, ей нужен партнер и определенная свобода.
Сделаю небольшое отступление о мании контроля Джека. Я не склонна считать его слежку за Сарой и Ачарой следствием этой мании. В обоих случаях ему уже настолько плохо, что он просто пытается понять, отчего это происходит.
Но в других областях жизни, когда он принимает какое-либо решение, он требует, чтобы его выполняли (раз уж назвали его лидером). И в большинстве случаев, кстати сказать, он оказывается прав (можно упомянуть эпизод с походом в лес, когда он не взял Кейт, и Кейт, отправившись самостоятельно, попала в руки Других, или когда она его не послушала, подняла куклу, и в итоге оказались в сети).
Кроме того, контроль для Джека чрезвычайно важен еще и потому, что если что-то не получится, его опять поглотит чувство вины. Его девиз: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», – поэтому, доверяя кому-то внести свой вклад в общее дело, Джек чувствует неотступное желание проконтролировать, делается ли это на должном уровне (так, как сделал бы он сам).
Столкнувшись с первым затруднением, Джек и Кейт притормозили свои отношения, а тут еще на горизонте возник Сойер, запутав все окончательно.
Кейт неуверенна сама, что ей нужно. К Сойеру на первых парах она относилась несерьезно (вспомните, как она удивляется «Ты сравниваешь себя с Джеком?» – и этим одновременно дает толчок для развития треугольника), но вот серьезность отношений с Джеком – его упрямство и уверенность в том, что он знает, как нужно делать правильно – ее пугала.
Что делает Кейт в случае, если ей что-то грозит? – Кейт убегает. Это ее основной инстинкт. С Сойером ей, безусловно, проще. Они, как он заметил, играя в «я никогда», люди одного круга. С Джеком Кейт всегда приходится что-то в себе менять. И напряжение от этого выливается в сцене их первого поцелуя, когда Кейт бросает Джеку в лицо, что она не такая совершенная, как он.
Джек, как мы видим, очень далек от того, чтобы считать себя совершенным. Он просто старается не испортить все в очередной раз и не подвести людей, которых пообещал спасти, поэтому не форсирует отношения с Кейт (и зря, как мне кажется, потому что Кейт от него этого ждала).
Далее события развиваются по нарастающей. Треугольник – шаткая фигура, но чтобы его нарушить, нужно чтобы Кейт приняла решение, а она этого сделать не может. Ее тянет в разные стороны, и было бы, кстати, справедливо, если бы сценаристы уготовили ей участь Буриданова осла (справедливо, но противоречит законам жанра...)
В общем, если сформулировать кратко, то в отношениях Джека и Кейт – главная проблема – несхожесть характеров, а в отношениях Кейт и Сойера – слишком большая схожесть (как в анекдоте о встрече двух воров...). Джек часто ее не понимает (вопрос «Как ты стала такой?» в сцене, где Кейт «тонет»), Сойер понимает слишком хорошо («Не надо пытаться использовать меня, Веснушка»). Джек ее несколько идеализирует, Сойер может увидеть самые темные уголки души. За надежность, которую воплощает Джек, нужно платить своей свободой, за свободу, которую дает Сойер, нужно платить неуверенностью и уязвимостью.
Конечно, Кейт подводит желание удержать обоих (вспоминается «Маленькая хозяйка большого дома» Лондона, когда Паола дразнит саму себя «Хищница, ты хищница»). Они оба признались ей в любви, Кейт ни одному не ответила прямо. Причем, нужно заметить, каждому из них эти слова дались нелегко: Сойер вообще утверждал, что он никогда не любил (правда, я думаю, это он интересничал, плюс возможно, у него, как ни странно это прозвучит, довольно романтическое представление о Любви, и все свои отношения с женщинами он старался опустить до физиологического уровня без духовности); Джек сказал эти слова совершенно невпопад, и у него было такое лицо, словно он сам этого не ожидал (брак с Сарой явно настроил его на холостяцкий лад).
Самым острым моментом для треугольника стало заключение у Других. Другие используют Кейт, чтобы она повлияла на Джека, но тот ее прогоняет, и Кейт теряет последнюю надежду, что Сойер выживет. Сам Сойер, в общем-то, давно не надеется на то, что останется в живых, и в этой ситуации Кейт ведет себя совершенно по-женски. Она с тем, кому хуже. Она любит Сойера (я имею в виду не только само чувство, но и то, что Сойер – единственный из своих, с кем она переживает заключение, все остальные враги), она боится его потерять и остаться одна – инстинкт продолжения рода как отрицание смерти вполне обычное явление. Джек после демонстрации домашнего видео в комнате с мониторами тоже не в лучшей форме. Обратите внимание, что он в этой сцене улыбается, словно так и знал, что Кейт будет не с ним. Мне его в этой сцене было искренне жаль. Хорошо только Бену, насколько может быть хорошо человеку с опухолью на позвоночнике...
Когда Кейт и Сойер получают возможность сбежать, приоритеты Кейт сразу меняются. Теперь хуже Джеку, и она во что бы то ни стало стремится его спасти.
Почему Джек говорит, чтобы она не возвращалась? И насколько искренне он это говорит? Мое мнение, – что совершенно искренне. Он действительно больше не хочет ее видеть. Он вдруг впервые за свою жизнь оказывается в вакууме, когда ни за кого не несет ответственности: ни за пациентов, ни за выживших в авиакатастрофе. Он впервые никому ничего не должен! Вот почему после переселения из клетки в небольшой домик Джек ведет себя так непривычно. Он хочет вернуться домой и забыть остров как страшный сон...
Когда Кейт все-таки возвращается за ним и по-глупому попадает в ловушку, он прежде всего злится на нее за то, что теперь этот вакуум исчез, и на нем снова висит куча обязательств. В то же время он благодарен, что она вернулась, потому что жизнь без обязательств для Джека – это жизнь без цели.
Показательна в этом плане сцена, когда, возвращаясь из лагеря Других на пляж, Джек и Кейт идут за дровами. Кейт спрашивает, что с ним было в плену. Он ей отвечает, что все хорошо, он не высовывался и выполнял все, что ему говорили. Разочарование Кейт видно невооруженным взглядом. Только она не учитывает (не знает еще, что Джек видел их с Сойером), что Джек некоторое время жил без цели, значит, и сопротивляться было незачем.
В четвертом сезоне, когда выжившие делятся на две группы, авторы сериала разводят персонажей. Джек и Кейт в одной команде, Сойер – в другой, «выживает». Почему он ушел? Мне кажется, что Сойеру весьма тяжело жить с его сильной, нетипичной для него привязанностью к Кейт, и он пытается своим обычным поведением доказать, что ничего необычного не происходит. Возможно, его ссора с Кейт, когда она остается на ночь в лагере Локка, уходит корнями именно в это чувство, – не могу сказать наверняка. Но совершенно точно, что прыжок с вертолета обусловлен в том числе и его желанием остаться свободным.
Эпизод с вырезанием Джеку аппендицита интересен одним моментом. По сути, это первый раз, когда перед Кейт встает реальная возможность потерять Джека. И когда она соглашается держать во время операции зеркало, она принимает самую трудную для нее черту Джека – стремление к абсолютному контролю.
Счастливы ли Джек и Кейт на большой земле? Они любят друг друга и они хорошо друг друга знают. Три бомбы замедленного действия в их отношениях, на которые указали авторы сериала: это прощальные слова Сойера (и вообще уверенность Джека, что Кейт все равно что-то скрывает), Аарон, известие о родстве с которым, падает Джеку как снег на голову (да еще и его боязнь роли отца), и его подспудное осознание, что он так и не спас оставшихся на острове людей. Слишком много всего, на мой взгляд, чтобы они чувствовали себя счастливыми... Только вернувшись на остров, они смогут выяснить, наконец, способны ли они быть счастливы вместе.
Ясно, что до конца сериала сценаристы не дадут ответ, с кем же останется Кейт, и не убьют треугольник. В классической литературе, у подобных историй развязка всегда трагическая, но предсказывать, что будет в Лосте, дело бесполезное
.
Немного напрягают попытки создателей Лоста в последних интервью навязать зрителям не треугольник, а более сложную геометрическую фигуру. Одно то, что им постоянно приходится подчеркивать наличие четвертого персонажа в своих выступлениях, говорит о том, что сами по себе эти «дополнительные» отношения не воспринимаются на том же уровне, что и треугольник.
По поводу Джулиет могу добавить лишь то, что персонаж вызывает уважение, но если ее попытаются использовать для того, чтобы разрешить треугольник «без жертв» (как для Джека, так и для Сойера), то это сильно снизит общий уровень сериала.
Джек и Кристиан
Джек и Кристиан
Очень интересны взаимоотношения Джека с отцом. В тех эпизодах, где появляется Кристиан, видна настолько заостренная реакция Джека на любые слова и поступки отца, что это наводит на размышления.
Я не сторонница распространенных теорий, что Кристиан третировал Джека в детстве, бил, угрожал и т.п. Посмотрите на взрослого Джека и представьте себе этого сильного упрямого мужчину забитым ребенком... Я более чем уверена, что его отец был очень строгим и требовательным родителем, но жестоким бесчеловечным монстром, который так популярен в англоязычных фанфиках, он явно не являлся. На самом деле, он виртуозный манипулятор, по крайней мере, сына своего он знает от и до и легко им управляет (до определенного момента).
Есть очень яркая сцена в эпизоде, где Кристиан убеждает Джека подписать свидетельство о смерти пациентки. Сначала он признает свои ошибки, говорит, что был несправедлив к нему в детстве, потом легко и непринужденно переходит к похвалам профессионализма Джека (немного лести никогда не помешает, тем более, я уверена, что это первый и единственный раз, когда Джек получает заслуженное признание от отца – потому на него так и действуют эти слова), а затем просит помощи, давя на жалость, утверждая, что медицина для него – это все.
Здесь стоит заметить, что у Кристиана есть очень серьезное преимущество перед сыном. Он эмпат, он хорошо чувствует людей, он к ним близок, легко приспособляется, улавливает настроение на лету (вспомните сцену, когда овдовевший мужчина грозит подать в суд на Кристиана, а тот после минутного разговора кладет руку ему на плечо – жест дружеский и покровительственный, – и мужчина уже попадает под его влияние).
Джек в этом совершенно не похож на отца. Он типичный сангвиник, энергичный, деятельный, но при этом не чувствующий людей (к примеру, забавная сцена с Кейт из первого сезона: Джек весь поглощен мыслью перебраться в пещеры, Кейт явно не в восторге от этой мысли, и она неоднократно дает это понять, но когда они возвращаются на пляж, она останавливается, чтобы что-то поправить, и спрашивает Джека, куда он пялится, тот упрямо продолжает говорить о переезде в пещеры). Это не невнимательность, просто неспособность улавливать чужие эмоции, вот поэтому Джеку никогда не стать манипулятором. С другой стороны, это же качество помогает ему не поддаваться манипуляциям других людей. Так что в такой «глухоте» есть и плюсы и минусы...
Возвращаясь к отношениям Джека и Кристиана. Кристиан, похоже, один из немногих людей, которые смогли пробиться и прочно засесть в подсознании сына, и сделал он это очень просто: нужны только требовательность, строгость и аура «великого человека», – но все с раннего детства.
Кристиан всегда требует от сына чуть больше, чем тот способен сделать, и сразу виден двойной «педагогический» эффект: во-первых, желание добиться того самого «большего» (здесь главное не переусложнить задачу, чтобы не внушить ощущения собственной никчемности), и, во-вторых, воспитать чувство вины, оборотной стороной которого является гиперответственность.
Мне кажется, что в сцене, когда Кристиан говорит маленькому Джеку, что для него будет слишком тяжело быть героем, он сам не осознает, что лично толкает сына на этот путь. Может, именно после этого разговора, он и задумывается о воспитании сына.
При этом есть моменты, когда проскальзывают теплые нотки в отношении отца к сыну. Когда Кристиан приезжает к нему на свадьбу (кстати, почему этого не сделала Марго?), первые его слова: «Здравствуй, ребенок» («Hello, kiddo»), – мягкие, доброжелательные, может быть, немного снисходительные, но в любом случае очень семейные. Так что помимо бочки дегтя, были и капли меда в их отношениях.
В сцене с собранием врачей, где выслушивают показания обоих Шепардов, Джек до последнего убеждает себя, что должен помочь отцу, однако тут Кристиан делает грубейшую ошибку (хотя выхода у него не было): он говорит, что знал, будто его пациентка была беременна, говорит с тем же уверенным и искренним видом, с каким убеждал сына подыграть ему. Но если он солгал во втором случае, что мешало ему солгать и в первом? Кристиан сам режет по живому: впервые по достоинству оценил работу Джека и тут же показал, что все это может быть ложью. И Джек срывается. И срывается вся задумка Кристиана, после этого случая он уже не сможет управлять сыном (да и не захочет, как мы увидим позже).
После этого происшествия Джек ему уже ни в чем не верит: он перестал чувствовать свою зависимость от отца, перестал его уважать и в какой-то мере даже ненавидит его. Та злость, которая раньше была заперта под гнетом авторитета Кристиана, вырывается наружу. Поэтому Джек и допускает, что отец может иметь интрижку с его женой. Он готов поверить в любой негатив об отце, потому что это укрепляет его уверенность в том, что он был прав, опровергая показания Кристиана.
Следующий этап этого конфликта уже более спокойный. Кристиан улетает в Австралию, стоит, кстати, отметить, что он не упрекает сына ни в чем (нам, по крайней мере, этого не показывают). Он фаталистически принимает свою судьбу и сдается. Работы нет, уважения коллег нет, сына тоже нет. При этом он сам говорит Сойеру, что может все исправить – нужен один только звонок (Кристиан все еще уверен, что сможет повлиять на сына, и мне кажется, он действительно смог бы это сделать), но не хочет. По-моему, он решил просто освободить Джека от себя.
Сложно сказать, что чувствует Джек, когда увидел тело отца. Он на взводе в аэропорту и явно злится на острове, когда разбивает пустой гроб. Очевидно, он не может простить Кристиана, но вот за что: за то ли, что тот постоянно заставлял его сомневаться в своих силах, или за то, что постоянно испытывает чувство вины перед ним, – сказать не могу.
О героизме, лидерстве и ответственности
О героизме, лидерстве и ответственности
Сделаю небольшое отступление о «героичности» Джека. На мой взгляд, он не герой и не хочет им быть, в том смысле, в каком героями являются Супермен или человек-паук. Его идея спасения идет не от стремления «улучшить» мир и бороться со злом, а от того, что иначе он сам, его совесть (как бы не патетично это звучало) не дадут ему спать спокойно (опять же микс из чувства вины и гиперответственности).
Не случайно есть серия с названием «Не навреди» (Do no harm). В своем стремлении избавиться от чувства вины Джек не всегда думает о благе пациента, ставит его не на первое место, главное для него – ощутить, что он сделал все, что было в его силах и ему не в чем себя упрекнуть. (Я практически уверена, что внутренний голос Джека – это голос Кристиана, который требует от него предельной, – а чаще всего и запредельной – самоотдачи). Достаточно вспомнить серию, в которой умер Бун. Для чего Джек хотел отрезать ему ногу: чтобы спасти или чтобы выполнить свое обещание? По-моему, ответ очевиден.
Вся беда в том, что обещание для Джека – это мера самооценки. И если он не с чем-то не справляется, это значит не то, что задача невыполнима, а то, что он недостаточно старался и, следовательно, оказался недостаточно хорош (привет из детства от Кристиана). А далее запускается отработанный механизм самообвинения, который для Джека страшнее любого реального наказания.
Казалось бы, это должно научить его очень внимательно относится к своим обязательствам. И это на самом деле так. В самом начале, когда Локк убеждает его, что все ждут лидера, аки манну небесную, Джек совершенно искренне говорит, что он не хочет этого. В первые дни на острове он вообще далек от управленческих дел, он занимается своими профессиональными обязанностями – лечит, пытается найти сохранившиеся в авиакатастрофе лекарства, спасение людей как таковое его интересует во врачебном аспекте.
Почему же все так дружно прочат ему лидерство? Вопрос на самом деле риторический. Спрашивается – а кто? Женщин исключаем сразу, Саид не проходит по национальному признаку, Локк – одиночка, его не интересует выживание всей группы, ему важны его собственные дела, Бун, может и хотел бы, но слишком молод. Выбор-то небольшой...
А самое основное преимущество Джека – его умение принимать сложные решения и не бояться нести за них ответственность. (Достаточно вспомнить эпизод с эвтаназией маршала. Хотя, конечно, самым показательным в этом плане является момент, когда Бен предлагает Джеку отдать телефон в обмен на жизни его друзей. Тогда Джек проявил себя на высоте, несмотря на то что, понимал: это решение будет самым болезненным и страшным в его жизни).
Вообще умение принимать сложные решения – это необходимый навык для хирурга. При этом зачастую, он должен принять это решения за считанные секунды. Плохо то, что раз приняв подобное решение, Джек уже не изменит его. Это, в общем-то, понятно, если учесть, как тяжело ему далось решение один раз, – отступать здесь для него неприемлемо.
Упрямство Джека, на мой взгляд, – это не дань самоуверенности, а навык, вбитый с детства, идти во всем до конца. Почему он так упорно стремится выбраться с острова? Ведь если присмотреться, то ему, как и Кейт, и Сойеру, не к кому возвращаться. Все просто: Джек, пусть и без особого желания, принял на себя роль лидера, дал обещание, что вывезет всех на большую землю, а обещание для Джека... Это на самом деле порочный круг.
Ну и напоследок, несколько слов о лидерстве в сериале. Вообще, мне кажется слишком надуманным этот переполох, который устроили сценаристы вокруг лидера выживших. Все мы учились в школе, общались с друзьями и наблюдали за тем, как в классе или в компании выделяется лидер группы. Он выделяется не потому, что все решают, что именно этот человек должен стать лидером. Он выделяется именно потому, что является лидером сам по себе, и это не нуждается в одобрении остальной группы, это стихийный процесс. Поэтому всякий раз, когда я слышу с экрана все эти заморочки насчет лидерства, у меня появляется ощущение, что это делается для того, чтобы объяснить глупым зрителям, почему все слушаются Джека, то есть это не внутреннее требование сюжета, а исключительно внешний атрибут. Раздражает, если честно.
Доктор Джек и все-все-все
Доктор Джек и все-все-все
А для кого, собственно, Джек является лидером? На рейсе 815 подобралась очень пестрая компания, и если часть ее вполне себе управляема, то есть и такие индивидуалисты, которым лидер, в общем-то, не нужен. Это Локк, Кейт (о которой разговор отдельный), Саид и Сойер. Если остальные еще худо-бедно нуждаются в руководящей силе, то эти четверо абсолютно самодостаточны и независимы.
Противостояние Джека и Локка начинается в тот момент, когда Джек идет на поиски похищенной Клэр. Локк ему прямо говорит, что он охотник, а Джек – врач, и пусть каждый занимается своим делом.
Постепенно напряженность в отношениях возрастает. Джека раздражает манера Локка все делать втихаря и ставить в известность постфактум (ярким примером является сцена в душе в бункере, когда Локк сначала предлагает посвятить Ану-Лусию в историю с Беном (тогда еще Генри), а потом, убедившись в положительной реакции Джека, говорит, что уже ей все рассказал, то есть явно демонстрирует свою независимость, да еще выставляет Джека дураком).
Случай с Буном вызывает у Джека такой выплеск злости, что удивительно, как они с Локком вообще после этого умудряются жить на одном острове. Реакция Джека вполне объяснима. Он дал слово Буну, что вылечит его, но не смог. Вполне возможно, что по большей части виновато были отсутствие оборудования и медикаментов, но и умолчание Локка, из-за которого Джек поставил неверный диагноз, тоже сыграло свою роль. Локк поставил Джека в самую невыносимую для того ситуацию, и срыв после похорон, свидетелями которого стали практически все выжившие, вполне закономерен.
Интересно, что после этого срыва, Чарли и Херли (то есть ведомые) обратились к Саиду, чтобы тот, по сути, принял «верховную власть» на себя, от чего Саид очень грамотно отказался.
Далее от эпизода к эпизоду отношения между Джеком и Локком все хуже и хуже, и так до взрыва подводной лодки и окончательного разделения на две противостоящих партии. Очевидно, что «политическая платформа» Джека – это обещание «Спасемся с острова». Локку сложнее, у него нет четких слоганов, кроме «Спасем остров!». В данном случае, Джек – это разум, а Локк – душа, и я не уверена, на чьей стороне симпатии сценаристов. (Хотя нам показали, что как лидер Локк менее успешен именно в силу отсутствия понятной и доступной идеи и из-за того, что он все-таки одиночка, а не командный игрок).
Перейду к Саиду – самой вероятной и адекватной замене Джека на посту лидера, если бы не его национальная принадлежность. Я убеждена, что если бы Саид был белым, то вопрос о лидерстве вообще отпал. Надежный, немногословный, вдумчивый, опытный, осторожный, способный на поступок... С Джеком он не конфликтует, но в то же время если он с чем-то не согласен, то делает по-своему.
Джек и Сойер – это просто песня. Что случается, если бросить в бутылку Кока-Колы ментос? – смесь взрывается. Так вот, Сойер – это ментос. Вполне объяснимо, почему у Сойера в первых сезонах такая острая реакция на Джека, тот буквально олицетворяет все то, чем и кем Сойер не является и никогда не станет (и ему на это постоянно указывают). Но вот почему Джек не может спокойно пройти мимо?
После авиакатастрофы все немного познакомились между собой, получили первые впечатления и составили друг о друге мнение. Джек все понял (или думал, что понял) про Сойера, когда столкнулся с ним в самолете: один был в поисках лекарств, другой просто искал, чем поживиться.
Конечно, Сойер постоянно провоцирует «мистера Совершенство». И надо сказать, что из большинства ситуаций Джек выходит с заметным перевесом. Но почти во всех случаях, когда Джеку что-то нужно от Сойера (ингалятор, оружие и т.п.), доктор ведет себя очень странно. Его поведение – это просто идеальный вариант того, как не нужно поступать с человеком, если хочешь, чтобы он добровольно что-то для тебя сделал: грубость, приказной тон, жесткость, иногда жестокость. Ни с кем другим на острове Джек так себя не ведет. Такое ощущение, что Сойер вытягивает на поверхность все самое плохое, что есть в Джеке.
Сойер упорно старается сбросить Джека с пьедестала, а Джек... Джек поначалу ни в чем не соревнуется с Сойером, потому что это означало бы признание равенства между ними (соперничать можно только с равным). (Невозможно представить Джека и Сойера, мирно играющих в пинг-понг, в первых сериях сериала). И, пожалуй, эта снисходительность и бесит Сойера больше всего.
Эпизод с пыткой – самая первая попытка высветить эти две личности. По сути, сам Джек Сойера не пытает, он наблюдает за тем, как это делает Саид и периодически задает вопросы. Позже, когда Джек лечит покалеченную руку, Сойер говорит ему, что так он избавляется от чувства вины, но Джек это отрицает. И я думаю, что он говорит правду. В этом разговоре, Сойер впервые оставляет роль судьи между ними Кейт («Я здесь, потому что больше никто не хочет с тобой общаться». – «Она хочет», – цитирую не дословно, просто передаю смысл). (Не буду сейчас ничего писать о треугольнике, а то растекусь мыслью

Про момент с маршалом я уже писала, так что добавлю только одно: сценаристы здесь преследовали две цели: во-первых, показать, что Сойер совсем не такой злодей, за которого пытается себя выдать, во-вторых, что Джек может взять на себя ответственность не только за чью-то жизнь, но и за смерть.
Самой яркой их совместной сценой первого эпизода, конечно, является разговор перед отплытием плота. Джек приносит Сойеру оружие, Сойер рассказывает о встрече с отцом Джека. Равный обмен?.. С одной стороны, Джек наконец-то услышал те слова, которые так ждал от отца, с другой, это лишь усиливает его чувство вины по отношению к Кристиану – и что самое для него страшное, – исправить уже ничего нельзя.
После смерти Аны-Лусии и Либби Сойер произносит знаковую фразу: «Because you’re the closest thing to a friend», – которая вводит Джека, мягко говоря, в ступор. Для него понятия «друг» и «Сойер» довольно-таки неблизки, и не из снобистских побуждений или ревности из-за Кейт, а просто потому, что он также не умеет дружить, как и Сойер.
Единственный друг Джека, которого нам показывают, это тот самый Марк, которого в детстве Джек пытался защитить от хулиганов. Иными словами, а) с тех пор Джек не слишком преуспел в обзаведении друзьями и б) он не знает, как это – дружить на равных. В общем, здесь мне вспоминается сравнение из книги Акунина «Статский советник», когда Игла называет их с Грином жирафами, которые спутались длинными шеями и не знают, что делать дальше.
По ходу сериала складывается впечатление, что Сойер более открыт в этом плане, ему проще общаться с остальными выжившими – Херли, Чарли, Джином, может быть потому, что его принимают за «своего», а Джек – это все-таки «начальство»...
И, наконец, создатели Лоста дают нам возможность сравнить двух действующих лидеров: Джека и Бена. Нужно сделать оговорку, что в отличие от Джека, для Бена власть гораздо более важна и желанна. Он профессиональный политик, практически канцлер Палпатин, только без Силы. У Бена уникальный талант в части управления другими людьми, он гениальный кукловод, у которого «всегда есть план».
Почему для своих изначальных манипуляций Бен выбрал Локка, а не Джека? Потому что четко просчитал, что Джек уже лидер, а Локк только хочет им стать, он заведомо уязвимей.
С Джеком он начинает серьезную работу, когда тот вместе с Кейт и Сойером, попадает в плен к Другим. Бен сам говорил, что хотел сломать Джека (до того, как тот увидел снимки позвоночника). А зачем, собственно, ему это нужно? Почему он не ломает Сойера и Кейт? Почему не изолирует их друг от друга? Почему отпускает Херли? Все просто: Бен знает, что, не сломав Джека, он не сможет по-настоящему управлять остальными выжившими. Сойеру и Кейт он лишь указывает их место, разбирается как старший с младшими. Джек же ему нужен а) признавшим его превосходство и б) готовым выполнять его указания (ведь он планирует доверить ему свою жизнь).
И когда кажется, что все идет по плану, Джек вдруг делает финт и добивается освобождения своих друзей. По сути, это первый проигрыш Бена, хотя позже он и оборачивает его к своей выгоде. Второй раз Джек обыгрывает его в сцене с телефоном, о которой я уже упоминала. Но, в принципе, Джеку до Бена как политика очень и очень далеко. Все его победы над Беном – это как победы непрофессионала над Тайгером Вудсом в открытом турнире по гольфу: невероятно, но чего только в жизни не бывает.
Что же сломало Джека на большой земле? Внешне все очевидно: какие-то неявные подозрения в адрес Кейт и явления тени отца Джека – доктора Шепарда-старшего. Внутренне Джек осознает, что во-первых, не выполнил своего обещание и не спас людей с острова (отсюда и его срыв на Кейт, когда он пытается себя убедить и кричит, что ее он спас), во-вторых, неурядицы у всех, кого ему удалось спасти (шестерка Ошеаник в полном раздрае: сцена, когда Джек навещает Херли в психушке, и тот говорит ему, что все, включая его счастливую жизнь с Кейт, на самом деле фальшивка), в-третьих, горькое осознание того, что был все-таки неправ, связавшись с людьми Уидмора на корабле. Ко всем предыдущим причинам добавляется непригодность в профессиональном плане (самые страшные кадры в последнем эпизоде третьего сезона, когда у Джека трясутся руки, так что они не только скальпель – стакан воды не удержат).
В итоге стресс на стрессе сидит и стрессом погоняет. Это как лавина, когда один камешек влечет за собой другой. Неудивительно, что когда Бен находит Джека, тот гораздо более управляем, чем на острове. В этот раз Бен очень успешно манипулирует Джеком (вспомните фразу: «Это произошло, потому что ты уехал», – прямое указание на то, что Джек совершил ошибку, и все несчастья лежат на его совести).
Перейду к выводам: Кристиан был на сто процентов прав, когда говорил, что таким людям, как Джек, нельзя становится лидерами. Это прямой путь к саморазрушению. Чтобы успех его решений ни от кого не зависел, Джек должен все делать сам. Когда делаешь все сам, ответственность тоже лежит только на тебе, и если что-то пойдет не так, винить тоже можно только себя...
Джек при всей своей готовности помочь, всегда находится вне коллектива (даже татуировки это подчеркивают). Он одинок и не чувствует этого только потому, что всегда был таким. Думаю, ему предстоит очень серьезно изменится, чтобы спасти всех выживших с рейса 815, включая и себя самого.
Джек и его отношения с женщинами. Треугольник
Джек и его отношения с женщинами. Треугольник
Наблюдая за отношениями Джека со слабой половиной человечества, я сделала два вывода: смотреть на это по телевизору увлекательно и в чем-то умилительно, но пережить такое самой – большого желания не вызывает.
За исключением поцелуя с Джулиет, Джек нигде не проявляет инициативы, да и в этой сцене, он делает это не из чувства, а чтобы а) поддержать Джулиет, б) бросить вызов Бену и в) доказать самому себе, что больше ничего не чувствует к Кейт.
Во всех остальных сферах у Джека абсолютно адекватное мужское поведение, которое вызывает только уважение, но с женщинами он ведет себя слишком неуверенно. Авторы сериала не показывали никаких травмирующих историй из юности Джека (и слава богу!), но в том, что подобная история имела место, я практически уверена. Не думаю, что его настолько подкосило измена Сары. Мне кажется, что-то нехорошее случилось гораздо раньше.
Вначале в отношениях с женой Джек явно «подставляет щеку и позволяет целовать». Если обратиться к эпизоду про их свадьбу, видно, что Сара более уверена в своих чувствах, а Джек находится весь в сомнениях: какую роль сыграло то, что она была его пациенткой, насколько это этично и т.п. Зато через некоторое время после свадьбы, когда он уже пообещал ей любовь до гроба, решение принято и никаких сомнений больше нет, – Сара наносит ответный удар: говорит, что полюбила другого и уходит от Джека... Почему Джек так настойчиво пытается узнать, кого предпочла его жена? По-моему, все происходит оттого, что уход Сары задевает его главное больное место: он дал обещание и, очевидно, не справился, подвел доверившегося ему человека, а Сара еще подливает масло в огонь (трудно судить, умышленно или нет), отказываясь сказать, в чем Джек ошибся, убивая наповал меткой фразой «важно не кто он, а кем ты не смог стать»...
После этого Джека можно было сдавать в утиль. Так совпало, что он одновременно разрушил свой брак и разбил жизнь отца.
Что касается увлечения Габриэль, то это жестокая ирония сценаристов. Зазеркалена ситуация между ней и Джеком и между Сарой и ее неизвестным любовником. Джеку импонирует стойкость и сила Габриэль, которая во всем поддерживает своего умирающего отца. В какой-то мере она такой же двойник Джека, как Разумихин – двойник Раскольникова. Джека к ней тянет, но, во-первых, он давал обещание Саре, и, во-вторых, он не справился с обещанием ей – вылечить ее отца. Этого достаточно, чтобы он считал эти отношения тупиковыми.
Последней каплей в неудачном браке стал вопрос о детях. Сценаристы явно дали понять, что Джек не хотел ребенка, в то время как Сара уже была готова к материнству. Позиция Джека в этом вопросе не удивительна, если вспомнить о его непростых взаимоотношениях с отцом. Забегая вперед, скажу, что его напряженность в отношениях с Аароном имеет те же корни (вспомните трогательную сцену, когда Джек спрашивает Кейт, действительно ли она считает, что он справляется со своими отцовскими обязанностями).
Итак, брак распался, отец исчез из его жизни, на работе тоже, вероятно, не все в порядке (в глазах знакомых врачей Джек потопил своего отца). Иначе сложно понять, почему трудоголик Джек больше месяца проводит в отпуске на Пхукете, где встречает Ачару. И, в общем, ничего особенного в этих отношениях не было, обычный курортный роман, если бы не две сцены. Первая – это их обед в ресторане брата Ачары, когда Джек в ответ на простой вопрос пускается в длинные рассуждения о своем отце. Видно, что эти мысли его не отпускают все время с момента злосчастного свидетельства против отца. Но Ачара, будучи девушкой целенаправленной, быстро пресекает эти попытки самоанализа. Она, по собственным словам, видит в людях их суть, она увидела в Джеке сильную личность, и вдруг эта личность показывает свою слабость... Не комильфо.
И второй интересный момент – в постельной сцене, когда Джек говорит что-то об их длительных отношениях. Он даже этот курортный роман воспринимает серьезно. Безусловно, жениться он не собирается, но и к «легким» отношениям совершенно не приспособлен.
Сделав для себя этот вывод, Джек знакомится с Кейт, и начинается раскручивание основной любовной линии сериала. Вначале отношения развиваются очень стремительно. Это как любовь с первого взгляда, в глазах стоит золотая пыль, и за ней ничего не видно. Постепенно пыль оседает, и Кейт узнает, что Джек способен на жестокость (пытки Сойера), а Джек сталкивается с тем, что Кейт не нужен защитник, ей нужен партнер и определенная свобода.
Сделаю небольшое отступление о мании контроля Джека. Я не склонна считать его слежку за Сарой и Ачарой следствием этой мании. В обоих случаях ему уже настолько плохо, что он просто пытается понять, отчего это происходит.
Но в других областях жизни, когда он принимает какое-либо решение, он требует, чтобы его выполняли (раз уж назвали его лидером). И в большинстве случаев, кстати сказать, он оказывается прав (можно упомянуть эпизод с походом в лес, когда он не взял Кейт, и Кейт, отправившись самостоятельно, попала в руки Других, или когда она его не послушала, подняла куклу, и в итоге оказались в сети).
Кроме того, контроль для Джека чрезвычайно важен еще и потому, что если что-то не получится, его опять поглотит чувство вины. Его девиз: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», – поэтому, доверяя кому-то внести свой вклад в общее дело, Джек чувствует неотступное желание проконтролировать, делается ли это на должном уровне (так, как сделал бы он сам).
Столкнувшись с первым затруднением, Джек и Кейт притормозили свои отношения, а тут еще на горизонте возник Сойер, запутав все окончательно.
Кейт неуверенна сама, что ей нужно. К Сойеру на первых парах она относилась несерьезно (вспомните, как она удивляется «Ты сравниваешь себя с Джеком?» – и этим одновременно дает толчок для развития треугольника), но вот серьезность отношений с Джеком – его упрямство и уверенность в том, что он знает, как нужно делать правильно – ее пугала.
Что делает Кейт в случае, если ей что-то грозит? – Кейт убегает. Это ее основной инстинкт. С Сойером ей, безусловно, проще. Они, как он заметил, играя в «я никогда», люди одного круга. С Джеком Кейт всегда приходится что-то в себе менять. И напряжение от этого выливается в сцене их первого поцелуя, когда Кейт бросает Джеку в лицо, что она не такая совершенная, как он.
Джек, как мы видим, очень далек от того, чтобы считать себя совершенным. Он просто старается не испортить все в очередной раз и не подвести людей, которых пообещал спасти, поэтому не форсирует отношения с Кейт (и зря, как мне кажется, потому что Кейт от него этого ждала).
Далее события развиваются по нарастающей. Треугольник – шаткая фигура, но чтобы его нарушить, нужно чтобы Кейт приняла решение, а она этого сделать не может. Ее тянет в разные стороны, и было бы, кстати, справедливо, если бы сценаристы уготовили ей участь Буриданова осла (справедливо, но противоречит законам жанра...)
В общем, если сформулировать кратко, то в отношениях Джека и Кейт – главная проблема – несхожесть характеров, а в отношениях Кейт и Сойера – слишком большая схожесть (как в анекдоте о встрече двух воров...). Джек часто ее не понимает (вопрос «Как ты стала такой?» в сцене, где Кейт «тонет»), Сойер понимает слишком хорошо («Не надо пытаться использовать меня, Веснушка»). Джек ее несколько идеализирует, Сойер может увидеть самые темные уголки души. За надежность, которую воплощает Джек, нужно платить своей свободой, за свободу, которую дает Сойер, нужно платить неуверенностью и уязвимостью.
Конечно, Кейт подводит желание удержать обоих (вспоминается «Маленькая хозяйка большого дома» Лондона, когда Паола дразнит саму себя «Хищница, ты хищница»). Они оба признались ей в любви, Кейт ни одному не ответила прямо. Причем, нужно заметить, каждому из них эти слова дались нелегко: Сойер вообще утверждал, что он никогда не любил (правда, я думаю, это он интересничал, плюс возможно, у него, как ни странно это прозвучит, довольно романтическое представление о Любви, и все свои отношения с женщинами он старался опустить до физиологического уровня без духовности); Джек сказал эти слова совершенно невпопад, и у него было такое лицо, словно он сам этого не ожидал (брак с Сарой явно настроил его на холостяцкий лад).
Самым острым моментом для треугольника стало заключение у Других. Другие используют Кейт, чтобы она повлияла на Джека, но тот ее прогоняет, и Кейт теряет последнюю надежду, что Сойер выживет. Сам Сойер, в общем-то, давно не надеется на то, что останется в живых, и в этой ситуации Кейт ведет себя совершенно по-женски. Она с тем, кому хуже. Она любит Сойера (я имею в виду не только само чувство, но и то, что Сойер – единственный из своих, с кем она переживает заключение, все остальные враги), она боится его потерять и остаться одна – инстинкт продолжения рода как отрицание смерти вполне обычное явление. Джек после демонстрации домашнего видео в комнате с мониторами тоже не в лучшей форме. Обратите внимание, что он в этой сцене улыбается, словно так и знал, что Кейт будет не с ним. Мне его в этой сцене было искренне жаль. Хорошо только Бену, насколько может быть хорошо человеку с опухолью на позвоночнике...
Когда Кейт и Сойер получают возможность сбежать, приоритеты Кейт сразу меняются. Теперь хуже Джеку, и она во что бы то ни стало стремится его спасти.
Почему Джек говорит, чтобы она не возвращалась? И насколько искренне он это говорит? Мое мнение, – что совершенно искренне. Он действительно больше не хочет ее видеть. Он вдруг впервые за свою жизнь оказывается в вакууме, когда ни за кого не несет ответственности: ни за пациентов, ни за выживших в авиакатастрофе. Он впервые никому ничего не должен! Вот почему после переселения из клетки в небольшой домик Джек ведет себя так непривычно. Он хочет вернуться домой и забыть остров как страшный сон...
Когда Кейт все-таки возвращается за ним и по-глупому попадает в ловушку, он прежде всего злится на нее за то, что теперь этот вакуум исчез, и на нем снова висит куча обязательств. В то же время он благодарен, что она вернулась, потому что жизнь без обязательств для Джека – это жизнь без цели.
Показательна в этом плане сцена, когда, возвращаясь из лагеря Других на пляж, Джек и Кейт идут за дровами. Кейт спрашивает, что с ним было в плену. Он ей отвечает, что все хорошо, он не высовывался и выполнял все, что ему говорили. Разочарование Кейт видно невооруженным взглядом. Только она не учитывает (не знает еще, что Джек видел их с Сойером), что Джек некоторое время жил без цели, значит, и сопротивляться было незачем.
В четвертом сезоне, когда выжившие делятся на две группы, авторы сериала разводят персонажей. Джек и Кейт в одной команде, Сойер – в другой, «выживает». Почему он ушел? Мне кажется, что Сойеру весьма тяжело жить с его сильной, нетипичной для него привязанностью к Кейт, и он пытается своим обычным поведением доказать, что ничего необычного не происходит. Возможно, его ссора с Кейт, когда она остается на ночь в лагере Локка, уходит корнями именно в это чувство, – не могу сказать наверняка. Но совершенно точно, что прыжок с вертолета обусловлен в том числе и его желанием остаться свободным.
Эпизод с вырезанием Джеку аппендицита интересен одним моментом. По сути, это первый раз, когда перед Кейт встает реальная возможность потерять Джека. И когда она соглашается держать во время операции зеркало, она принимает самую трудную для нее черту Джека – стремление к абсолютному контролю.
Счастливы ли Джек и Кейт на большой земле? Они любят друг друга и они хорошо друг друга знают. Три бомбы замедленного действия в их отношениях, на которые указали авторы сериала: это прощальные слова Сойера (и вообще уверенность Джека, что Кейт все равно что-то скрывает), Аарон, известие о родстве с которым, падает Джеку как снег на голову (да еще и его боязнь роли отца), и его подспудное осознание, что он так и не спас оставшихся на острове людей. Слишком много всего, на мой взгляд, чтобы они чувствовали себя счастливыми... Только вернувшись на остров, они смогут выяснить, наконец, способны ли они быть счастливы вместе.
Ясно, что до конца сериала сценаристы не дадут ответ, с кем же останется Кейт, и не убьют треугольник. В классической литературе, у подобных историй развязка всегда трагическая, но предсказывать, что будет в Лосте, дело бесполезное

Немного напрягают попытки создателей Лоста в последних интервью навязать зрителям не треугольник, а более сложную геометрическую фигуру. Одно то, что им постоянно приходится подчеркивать наличие четвертого персонажа в своих выступлениях, говорит о том, что сами по себе эти «дополнительные» отношения не воспринимаются на том же уровне, что и треугольник.
По поводу Джулиет могу добавить лишь то, что персонаж вызывает уважение, но если ее попытаются использовать для того, чтобы разрешить треугольник «без жертв» (как для Джека, так и для Сойера), то это сильно снизит общий уровень сериала.
@темы: Размышлизм, Lost