so clumsy
Давно собиралась написать на эту тему. Начиналось все, как всегда, с Малфоев, но как-то одно потянуло за собой другое, и, написав о Малфоях, я поняла, что нужно покопаться в Блэках и Уизли, а потом уж и в Дурсли. Это как цепная реакция или сказка про Репку. Вот и вышло то, что вышло.
читать дальшеДурсли
Собственно, мистер и миссис Дурсли — первые, с кем знакомятся читатели ГП. И единственный раз, когда Роулинг показывает их не глазами Гарри, это начало первой главы «ГП и ФК».
Вот как она их описывает:
Мистер и миссис Дурсли, обитатели дома № 4 по Бирючиновой аллее, очень гордились тем, что могут в любое время заявить - у нас всё, слава Богу, совершенно нормально. Невозможно было представить, что такие люди окажутся замешаны в чем-то необычном, а уж тем более загадочном - они терпеть не могли всяких глупостей.
Мистер Дурсли работал директором фирмы под названием "Грюннингс", которая производила сверла. У мистера Дурсли, крупного мясистого мужчины, практически полностью отсутствовала шея, зато под носом росли очень длинные усы. Миссис Дурсли, худая блондинка, обладала шеей двойной длины, что было как нельзя кстати, ибо эта леди обожала заглядывать за чужие заборы и шпионить за соседями. У Дурсли был маленький сын по имени Дадли - по мнению родителей, на свет еще не рождался ребенок прекраснее.
Попробую отшелушить все те приемы, благодаря которым Роулинг добивается эффекта непрезентабельности Дурсли, и тогда картина получается следующая. Мистер Дурсли, мужчина средних лет — директор(!) небольшой фирмы. Это говорит о том, что он достаточно умен для ведения бизнеса. Его жена — домохозяйка, суетливая, любопытная, безумно любящая своего единственного ребенка. Ребенок — Дадли — маленький и избалованный. Действительно, самая обычная, ничем не примечательная семья. Таких миллионы по всему свету и, в сущности, именно они составляют тот благонадежный и благополучный средний класс, на который опирается государство.
И вот в эту самую рядовую семью врывается хаос в лице маленького мальчика, племянника Гарри, оставшегося сиротой после смерти родителей. Конечно, если бы Гарри был обычным ребенком, слово «хаос» оказалось бы чересчур сильно, но Гарри — маг. Он — Другой. И это вносит резкий диссонанс в налаженную жизнь Дурсли. Подобная ситуация все равно что излюбленная интрига многих писателей, когда «человек с улицы» влипает в интригу между ЦРУ и КГБ, например. Конечно, книжный герой ведет себя достойно и выкручивается из всех неприятностей, оставив обе конторы с носом. Но если взять реального человека, у многих бы хватило смелости начать самостоятельную игру?
Дурсли влипли. Влипли очень серьезно. Версия автокатастрофы, придуманная ими для Гарри, не может успокоить их самих. Перед ними факт — кто-то охотился за их родственниками и в результате настиг их.
И все-таки они взяли Гарри к себе. Очевидно, поддавшись не благородному порыву помочь сироте, а страху перед непонятным и неприятным магическим миром.
Одна из «контор» надавила на них, но надавить — мало. Главное — убедить, а этого волшебники (Дамблдор) сделать не смогли. Они не смогли сделать Гарри для Дурсли «своим», «нормальным» (думаю, им даже не пришло в голову, что может быть иначе и что Дурсли могут не полюбить мальчика-который-всех-спас). Вместо этого ребенок являлся для своих опекунов постоянным напоминанием о пережитом страхе и о том, что когда-то они поддались давлению.
Отношение Дурсли к Гарри отвратительно. Они измываются над беззащитным ребенком, отыгрываясь на нем за собственный испуг, за то, что их вынудили о нем позаботится. И вместе с тем, они не теряют надежды «переделать» племянника под себя. Дурсли Гарри не любят, презирают, обижают, но они же его и защищают, пусть не по собственной воле.
Есть очень много фильмов о том, как хорошие добрые люди, попав в экстремальную ситуацию буквально звереют, опускаются до животных инстинктов. Вся «хорошесть» слезает с них, как старая кожа со змеи. Именно потому те, кто выдерживают все испытания, сохраняя в себе человечность, и называются героями. Поведение Дадли, например, в 7 книге, на мой взгляд, не демонстрация изменений к лучшему, а просто недопонимание всей степени опасности, исходящей от Гарри. Иными словами, родители хорошо охраняли Дадли, сами при этом они находились под гнетом постоянной угрозы. Вряд ли Дадли нашел в себе силы мило распрощаться с кузеном, если бы он, как и его родители, жил в постоянном страхе последние 17 лет.
Дурсли не выдержали проверки, они сломались. Но, повторяю, многие ли на их месте выдержали бы?
Прежде всего, стоит, наверное, сказать о том, что до появления Гарри Дурсли были вполне счастливы. Любили ли Петуния и Вернон друг друга? Не вижу никаких к тому препятствий. Не всегда любовь — это нечто переворачивающее душу и затмевающее разум. Она может быть и такой вот тихой, бюргерской. Встретились два ограниченных человека (а Дурсли ограничены, потому что замкнуты только на себе), сошлись взглядами и характерами, почувствовали родство душ и полюбили, как смогли. Со временем бы это чувство переварилось бы до состояния равнодушной привычки, и так бы они и жили: Петуния возилась бы в саду, ворчала по поводу и без повода, сплетничала о соседях; Вернон часами просиживал бы у телевизора; и все это затхлое болотце оживлялось бы лишь с приездом долгожданного гостя Дадли, решившего сделать своим постаревшим родителям огромное одолжение.
Кстати, об отношениях родителей с Дадли. Роулинг с самого начала подчеркивает, что ребенок неимоверно избалован. Любовь к сыну застилает Дурсли глаза, это как раз та ситуация, когда плевок — божья роса. Но если рассмотреть ситуацию в целом, то все трое Дурсли довольны своей жизнью и чувствуют свое превосходство над остальными, кто не сумел так хорошо устроиться.
Что же происходит, когда в семью попадает Гарри?
Если, например, в аквариум с хомячками запустить хомячка-альбиноса (случай не-нормы), то его могут и загрызть.
На самом деле Гарри играет очень интересную роль: он одновременно и катализатор для объединения членов семьи против внешнего раздражителя, и бомба замедленного действия, которая может уничтожить все, что для семьи дорого.
Другими словами, я уверенна, что если бы не было бы Гарри, то Дурсли между собой ругались гораздо чаще, сами разрушая свой образ идеальной семьи, а так у их раздражения есть отводной канал: что бы ни случилось, во всем виноват Гарри.
Тут как раз и появляется ответ — а что же самое дорогое для Дурсли, чем им грозит Гарри? И выясняется, что их основная семейная ценность — это не финансовое благополучие, не семья как таковая, не здоровье и взаимопонимание. Это — репутация. Репутация благополучной, дружной и понимающей семьи. Не действительность, а видимость.
Уизли
О Уизли, как ни странно, писать достаточно тяжело. Может быть, в силу того, что после прочтения 7-й книги у меня довольно серьезно поменялось отношение к этому семейству.
С одной стороны, прежняя несимпатия осталась, с другой, появилось что-то вроде сочувствия и понимания.
По идее, Уизли должны были представлять собой идеальную семью: дружную, счастливую, но при этом не походить на семьи из реклам хлопьев для завтрака. Эффекта не-глянцевости Роулинг добилась за счет добавления различной степени тяжести конфликтов внутри семейства и хорошо прописанных сложных характеров каждого члена клана Уизли.
За долгие годы совместной жизни Молли и Артур, по-моему, уже настолько вросли друг в друга, что любовь, страсть и проч. не имеет для них большого значения. Они уже не представляют жизни один без другого. Полный симбиоз, каждый получает то, что ему потребно.
Но при этом в семье определенно существуют серьезные проблемы, и дети явно отражают подспудные комплексы родителей. Говорить за Билла и Чарли не возьмусь, но, похоже, их дистанцированность от родителей — подсознательная боязнь тотального контроля со стороны матери. Артур являет собой слишком яркий пример для старших сыновей.
С этой точки зрения интересен брак Билла и Флер. С одной стороны удивительно вообще его желание жениться, несмотря на полученную в детстве прививку антибрачной бациллы, с другой, мне интересно, насколько большую роль в его выборе невесты сыграл фактор «не той девушки». Хотя Молли бы невестка не понравилась априори, но все-таки…
Следующий по списку: Перси — попытка преодолеть другой комплекс — неудачника в карьере. Честолюбие, которое наглухо задавленое в отце, расцветает пышным цветом в третьем сыне. Само по себе честолюбие вовсе не плохое чувство, но проблема Перси в том, что он стремится не к чему-то, а от чего-то. Иными словами он формулирует цель путем отрицания: «Я не буду таким, как мой отец», — а не: «Я буду таким-то и таким-то, потому что это позволит мне самореализоваться». В седьмой книге мальчик взрослеет, и — едва ли не единственный из Уизли — справляется с собой и выходит из порочного круга.
Фред и Джордж — еще один способ выйти из-под опеки матери — зацикленность друг на друге. Равным Фреду может быть только Джордж, и наоборот. Остальные — существа другого порядка и к ним применимы другие правила. Такой элитный клуб на двоих. Кстати, не отражение ли это комплекса «предателей крови», отщепенцев в мире чистокровных волшебников?
Рон — комплекс нищеты. Зависть и неуверенность в себе его постоянные спутники. На протяжении всей эпопеи он наступает на одни и те же грабли. Вроде бы к конце седьмой книги он, наконец, отрешается от своих проблем, и вроде бы он женится на девушке, которую любит и которая любит его, и вроде бы становится отцом… Не вижу Рона в этом будущем. Один шаблон и никакой жизненности.
Джинни… Случай Джинни заставляет меня испытывать жалость ко всем мальчикам Уизли. Потому что матери всегда легче сломать сына, чем дочь. Потому что девочки обладают большим запасом прочности в психологическом плане. Потому что девочки легче восстанавливаются после кризиса. (Не уверена, что если бы дневник Риддла попал к Рону, тот бы в итоге не оказался в Св. Мунго). Джинни реализовывает программу-максимум: «Я буду лучшей». Потому что я должна компенсировать то, что я родилась в бедной семье, потому что мои родные не ждут от меня многого, потому что я когда-то выпустила василиска, потому что мне нравится самый знаменитый мальчик Великобритании, потому что если я не буду лучшей, я буду никем. В общем, если бы Джинни Уизли родилась мальчиком, быть ей вторым Перси, но она — девочка, и направляет свою энергию чисто по-женски, не на учебу и карьеру, а на окружающих ее людей.
Таким образом, среди проблем семейства Уизли — травмирующая неразбериха с ролями отца и матери, низкое положение по социальной лестнице, комплекс неудачника — и самое неприятное — воззрения Молли и Артура настолько скорректированы по жизни, что они не считают эти проблемы проблемами; это их обычное состояние, а значит, ничего не надо менять. Не добиваться счастья, а находить его в том, что уже есть. Не стремиться. Не искать. Поиски места под солнцем — неприличны, вот дети и выкручиваются каждый как может.
В ходе войны Уизли приходится не сладко. Билл изуродован оборотнем, Фред погиб. На глазах Молли и Артур их дети подвергаются смертельной опасности. И тем не менее родители находят в себе силы отпустить своих «птенцов». Подобное решение вызывает уважение, и, в общем-то, Роулинг однозначно демонстрирует, что позиция Уизли правильна, НО. Позиция свободного выбора или позиция служения Greater Good? Ради чего сражались Уизли в этой войне? Отсутствие личной конкретной цели и защита высоких идеалов ценой собственных жизней сильно попахивает фанатизмом. То есть я понимаю, что по тексту Уизли молодцы и все такое, но в принципе… если подумать…
Артур сражается как старый орденец, как мужчина-защитник своих родных, Молли оберегает детей, Билл поддерживает свою семью, Перси изживает таким образом чувство вины, Фред и Джордж — потому что это круто, Рон идет за Гарри, Джинни — потому что этим она доказывает себе, что достойна. Война на самом деле служит путем решения накопившихся проблем. Иначе все это вообще бессмысленно. Но неужели эти проблемы нельзя было решить иными способами?
Блэки
Древнее и благородное семейство вообще представляет для меня огромный интерес. Очень бы хотелось почитать про них что-нибудь наподобие «Саги о Форсайтах», потому что эта семья настолько архитипична, что невозможно не додумывать образы Роулинг.
Это семейство явило миру трех сильных женщин: Беллатрикс, Андромеду и Нарциссу. Причем сильных очень по-разному: силой страсти, силой воли и силой покоя. Если сравнить со стихиями — огонь, земля и вода.
Правильно говорят, что если у женщины не остается больше страха, она становится самым страшным и беспощадным существом. Беллу с таким же успехом можно было назвать Кали или Тиамат. С другой стороны, это все-таки некое упрощение. Понятно, что в саге о Потере Белла воплощает в себе черты богини-разрушительницы, но она же способна на преданность без остатка, на забвения себя ради человека, которому поклялась в верности… Служение, доведенное до настоящего фанатизма (и этот фанатизм Роулинг ярко показывает, в отличие от скрытого «фанатизма» Уизли).
Нарцисса сильна совсем по-другому. Она в большей степени хранительница, и лишь если загнать ее в угол, перевоплощается в охотницу. Я бы привела в пример Геру, если бы не моя личная неприязнь к этой богине. За свою семью она готова обмануть, предать и убить. Умереть, как мне кажется, тоже.
Сильна ли Вальбурга? Не думаю. Сильные люди редко бывают истеричными. Она истерзана волнением за своих сыновей, она видела их гибель, она осталась совсем одна. Кажется, Блэки совершенно не переносят одиночества…
Регулус — типичный персонаж-перевртыш. Все считали его слабаком, а он — раз — и весь в белом. Подросток, который решил исправить свою ошибку и погиб в результате. Но добился своего. Этого у Блэков не отнять, они все очень четко ставят цели и добиваются их любыми средствами.
Я не случайно оставила Андромеду и Сириуса напоследок. Два «предателя рода», и у обоих тяжелая судьба, — в пору поверить в родовое проклятье. В том, что они пошли против семьи ради своих целей, тоже явно видны «блэковские» корни. Вообще всех в этом семействе отличает крайнее упорство/упрямство, эгоистичность и умение закрывать глаза на те неприятности, которые порождает их стремление достичь цели. И еще: они расплачиваются. Исполнение желания любой ценой.
Сильные характеры, отсутствие морали и полная отдача тем, кому они решили подчиниться. И «положительный» Сириус в этом совсем не отличается от «отрицательной» Беллатрикс. Рисунок поведения у них один.
Интересно то, что при всей своей харизматичности ни один из Блэков не был ведущим. Они все ищут свою «альфу». Честно говоря, мне кажется, что все они немного садо-мазохисты по жизни. Их кредо — служение сильному лидеру, человеку, которого единственного они признают высшим над собой. Личные качества «альфы» оправдывают в их глазах и цели, и методы, и средства.
Малфои
О Малфоях я уже писала несколько раз, и сейчас хочу пройтись лишь по седьмой книге. Конечно, приятно видеть, что Роулинг изобразила их достаточно дружной семьей, в которой все любят друг друга, но вы не почувствовали флера обреченности и сломленности от поведения Малфоев в ГП и ДС?
Люциус, оставленный без палочки… Драко, мечущийся из одной стороны в другую… Одна Нарцисса, в девичестве Блэк, позволяет сохранить какие-то надежды на будущее.
Начну с Люциуса. Сложно даже представить, что значило для него лишиться палочки. Мало того, что вся ситуация сильно напоминает гражданскую казнь, это по сути еще и приравнивает его к магглам, к которым он, мягко говоря, не испытывает симпатии. Немилость Лорда и явное пренебрежение других его сторонников, в то время как он привык быть на привилегированным положении. В добавок ко всему, немилость распространилась и на всю его семью — сына и жену, и он не может больше их защитить. Целенаправленный слом личности и низведение ее до уровня растения — по-моему, так. Лиши человека его места в жизни, и он перестанет существовать. Нет никаких намеков, что со временем Люциусу удастся пережить поражение и начать строить жизнь заново.
Перейду к Драко. Весь седьмой год он проводит под знаком нерасположения Лорда и прямой угрозы жизни в случае неповиновения, причем угрозы для всей семьи. И он подчиняется. Он делает все, чтобы не вызвать гнев Лорда (и я его понимаю, в любом официальном руководстве для заложников всегда говорится о недопустимости провокации террористов на активные действия). При этом есть очень интересный момент, когда Драко вместе с Крэббом и Гойлом остается в Хогвартсе. Меня даже не столько занимает, почему он это сделал (Роулинг все равно не дает ему шанса «исправиться»), сколько поразили его отношения с вышеназванными товарищами. Во-первых, крэббогойлы обнаружили в себе способность говорить и колдовать, колдовать достаточно мощно, я бы сказала. А еще — действовать самостоятельно. То есть их отношения с Драко строились по самому неприятному сценарию: это не дружба, не преданность и чувство соприродности одному факультету. Роулинг в очередной раз замазала слизеринцев черной краской и прямым текстом дала понять, что Драко никакой не лидер факультета, он просто папочкин сын, все влияние которого исчезло, как только отец лишился своего положения. А между тем сам Драко пытается вытащить одного из своих из пожара, начавшегося в Комнате Необходимости.
Его явление в эпилоге знаково. Ни у кого не осталось впечатления, что это начало конца Малфоев, и поколения через три они перейдут на уровень вырождающихся Гонтов?
Единственный луч света в темном царстве — Нарцисса. У нее есть цель — благополучие семьи — и она идет к ней, как и все Блэки, упрямо и по кратчайшему пути. Нужно подчиниться Лорду — пожалуйста, обмануть его — без вопросов. Получается странная ситуация, когда цельный персонаж при усилии не ломается, а герой, известный своей моральной подвижностью, не выдерживает нажима. Люциуса что-то очень сильно подкосила, и здесь даже нельзя сослаться на Азкабан, потому что дементоров там не было. Единственным оправданием может стать то, что с прогриффиндорской позиции Роулинг, Малфои обязаны были поплатиться, и они поплатились.
Про зазеркаленные позиции Малфоев и Дурсли я писала, поэтому перейду сразу к Малфоям и Уизли. Опустим архей и протерозой, когда на земле возникли бактерии и одноклеточные (хотя некоторые Малфои утверждают, что первые Уизли появились как раз в то время и с тех пор лишь деградировали), не будем подробно останавливаться на палеозое — эпохе зарождения пресмыкающихся (несмотря на то, что всем Уизли доподлинно известно, будто на этот период пришелся расцвет Малфоеобразных), обойдем вниманием мезозой как эру, не повлиявшую существенно на развитие отношение между двумя достойными семействами, и обратимся, наконец, к кайнозою, а именно к антропогеновому периоду, ко второй половине XX века…
На самом деле по законам литературы Малфои и Уизли должны представлять собой классических антиподов. Уизли — хорошие, Малфои — плохие. Огромное спасибо Роулинг за то, что она отошла от этой схемы, придав глубины характерам и превратив героев детской книги в живые образы. Но. Всегда есть некое «но». Законов развития книжных персонажей никто не отменял, и поэтому и Малфои и Уизли были обречены остаться все же в определенных рамках.
Однако если копнуть поглубже…
Миф:
Малфои — богатые снобы с антимаггловской позицией, большими возможностями и привилегиями в магическом мире.
Уизли — скромные труженики, уважающие магглов, готовые несмотря на хроническое отсутствие средств поделиться своим теплом, любовью и дружбой с другими хорошими людьми.
Реальность:
Малфои — слизеринцы
Уизли — гриффиндорцы.
Естественно в мире, написанном Роулинг, которая отдала явное предпочтение последним, Уизли всегда будут хороши, а Малфои нет.
Иными словами Уизли всегда могут относится к магглам как к мартышкам в зоопарке, и это нормально, Малфои могут морщить носы, говоря о них (магглах, я имею в виду, хотя и о Уизли тоже), и это показатель их нехорошести. Это опять же к вопросу о политкорректности.
О богатстве и бедности. Для людей, которые декларирует, что деньги не важны, Уизли слишком остро реагируют на подначки с этой стороны. Для людей, которые считают, что такие как Уизли недостойны упоминания, Малфои слишком часто лезут на рожон. Их конфликт начался давно, и предмет его не наличие денег, положение или общественная позиция. Они сражаются за образ жизни. Сражаются так долго, что уже забыли, из-за чего все собственно началось и что они хотят доказать. Такое чувство, что их цель — просто доказать, что другие неправы. Квинтэссенция борьбы гриффиндорцев и слизеринцев. В то время как у них просто разные способы мышления.
И очень жаль, что Роулинг в итоге не показывает, что все точки зрения имеют право на существования, а есть одна, которая всегда будет правее других и равнее среди равных.
Несколько ссылок по теме:
О гриффиндоре и слизерине
О слизерине
Уизли
Джинни Уизли
Немного о Малфоях
Имя Драко
читать дальшеДурсли
Собственно, мистер и миссис Дурсли — первые, с кем знакомятся читатели ГП. И единственный раз, когда Роулинг показывает их не глазами Гарри, это начало первой главы «ГП и ФК».
Вот как она их описывает:
Мистер и миссис Дурсли, обитатели дома № 4 по Бирючиновой аллее, очень гордились тем, что могут в любое время заявить - у нас всё, слава Богу, совершенно нормально. Невозможно было представить, что такие люди окажутся замешаны в чем-то необычном, а уж тем более загадочном - они терпеть не могли всяких глупостей.
Мистер Дурсли работал директором фирмы под названием "Грюннингс", которая производила сверла. У мистера Дурсли, крупного мясистого мужчины, практически полностью отсутствовала шея, зато под носом росли очень длинные усы. Миссис Дурсли, худая блондинка, обладала шеей двойной длины, что было как нельзя кстати, ибо эта леди обожала заглядывать за чужие заборы и шпионить за соседями. У Дурсли был маленький сын по имени Дадли - по мнению родителей, на свет еще не рождался ребенок прекраснее.
Попробую отшелушить все те приемы, благодаря которым Роулинг добивается эффекта непрезентабельности Дурсли, и тогда картина получается следующая. Мистер Дурсли, мужчина средних лет — директор(!) небольшой фирмы. Это говорит о том, что он достаточно умен для ведения бизнеса. Его жена — домохозяйка, суетливая, любопытная, безумно любящая своего единственного ребенка. Ребенок — Дадли — маленький и избалованный. Действительно, самая обычная, ничем не примечательная семья. Таких миллионы по всему свету и, в сущности, именно они составляют тот благонадежный и благополучный средний класс, на который опирается государство.
И вот в эту самую рядовую семью врывается хаос в лице маленького мальчика, племянника Гарри, оставшегося сиротой после смерти родителей. Конечно, если бы Гарри был обычным ребенком, слово «хаос» оказалось бы чересчур сильно, но Гарри — маг. Он — Другой. И это вносит резкий диссонанс в налаженную жизнь Дурсли. Подобная ситуация все равно что излюбленная интрига многих писателей, когда «человек с улицы» влипает в интригу между ЦРУ и КГБ, например. Конечно, книжный герой ведет себя достойно и выкручивается из всех неприятностей, оставив обе конторы с носом. Но если взять реального человека, у многих бы хватило смелости начать самостоятельную игру?
Дурсли влипли. Влипли очень серьезно. Версия автокатастрофы, придуманная ими для Гарри, не может успокоить их самих. Перед ними факт — кто-то охотился за их родственниками и в результате настиг их.
И все-таки они взяли Гарри к себе. Очевидно, поддавшись не благородному порыву помочь сироте, а страху перед непонятным и неприятным магическим миром.
Одна из «контор» надавила на них, но надавить — мало. Главное — убедить, а этого волшебники (Дамблдор) сделать не смогли. Они не смогли сделать Гарри для Дурсли «своим», «нормальным» (думаю, им даже не пришло в голову, что может быть иначе и что Дурсли могут не полюбить мальчика-который-всех-спас). Вместо этого ребенок являлся для своих опекунов постоянным напоминанием о пережитом страхе и о том, что когда-то они поддались давлению.
Отношение Дурсли к Гарри отвратительно. Они измываются над беззащитным ребенком, отыгрываясь на нем за собственный испуг, за то, что их вынудили о нем позаботится. И вместе с тем, они не теряют надежды «переделать» племянника под себя. Дурсли Гарри не любят, презирают, обижают, но они же его и защищают, пусть не по собственной воле.
Есть очень много фильмов о том, как хорошие добрые люди, попав в экстремальную ситуацию буквально звереют, опускаются до животных инстинктов. Вся «хорошесть» слезает с них, как старая кожа со змеи. Именно потому те, кто выдерживают все испытания, сохраняя в себе человечность, и называются героями. Поведение Дадли, например, в 7 книге, на мой взгляд, не демонстрация изменений к лучшему, а просто недопонимание всей степени опасности, исходящей от Гарри. Иными словами, родители хорошо охраняли Дадли, сами при этом они находились под гнетом постоянной угрозы. Вряд ли Дадли нашел в себе силы мило распрощаться с кузеном, если бы он, как и его родители, жил в постоянном страхе последние 17 лет.
Дурсли не выдержали проверки, они сломались. Но, повторяю, многие ли на их месте выдержали бы?
Прежде всего, стоит, наверное, сказать о том, что до появления Гарри Дурсли были вполне счастливы. Любили ли Петуния и Вернон друг друга? Не вижу никаких к тому препятствий. Не всегда любовь — это нечто переворачивающее душу и затмевающее разум. Она может быть и такой вот тихой, бюргерской. Встретились два ограниченных человека (а Дурсли ограничены, потому что замкнуты только на себе), сошлись взглядами и характерами, почувствовали родство душ и полюбили, как смогли. Со временем бы это чувство переварилось бы до состояния равнодушной привычки, и так бы они и жили: Петуния возилась бы в саду, ворчала по поводу и без повода, сплетничала о соседях; Вернон часами просиживал бы у телевизора; и все это затхлое болотце оживлялось бы лишь с приездом долгожданного гостя Дадли, решившего сделать своим постаревшим родителям огромное одолжение.
Кстати, об отношениях родителей с Дадли. Роулинг с самого начала подчеркивает, что ребенок неимоверно избалован. Любовь к сыну застилает Дурсли глаза, это как раз та ситуация, когда плевок — божья роса. Но если рассмотреть ситуацию в целом, то все трое Дурсли довольны своей жизнью и чувствуют свое превосходство над остальными, кто не сумел так хорошо устроиться.
Что же происходит, когда в семью попадает Гарри?
Если, например, в аквариум с хомячками запустить хомячка-альбиноса (случай не-нормы), то его могут и загрызть.
На самом деле Гарри играет очень интересную роль: он одновременно и катализатор для объединения членов семьи против внешнего раздражителя, и бомба замедленного действия, которая может уничтожить все, что для семьи дорого.
Другими словами, я уверенна, что если бы не было бы Гарри, то Дурсли между собой ругались гораздо чаще, сами разрушая свой образ идеальной семьи, а так у их раздражения есть отводной канал: что бы ни случилось, во всем виноват Гарри.
Тут как раз и появляется ответ — а что же самое дорогое для Дурсли, чем им грозит Гарри? И выясняется, что их основная семейная ценность — это не финансовое благополучие, не семья как таковая, не здоровье и взаимопонимание. Это — репутация. Репутация благополучной, дружной и понимающей семьи. Не действительность, а видимость.
Уизли
О Уизли, как ни странно, писать достаточно тяжело. Может быть, в силу того, что после прочтения 7-й книги у меня довольно серьезно поменялось отношение к этому семейству.
С одной стороны, прежняя несимпатия осталась, с другой, появилось что-то вроде сочувствия и понимания.
По идее, Уизли должны были представлять собой идеальную семью: дружную, счастливую, но при этом не походить на семьи из реклам хлопьев для завтрака. Эффекта не-глянцевости Роулинг добилась за счет добавления различной степени тяжести конфликтов внутри семейства и хорошо прописанных сложных характеров каждого члена клана Уизли.
За долгие годы совместной жизни Молли и Артур, по-моему, уже настолько вросли друг в друга, что любовь, страсть и проч. не имеет для них большого значения. Они уже не представляют жизни один без другого. Полный симбиоз, каждый получает то, что ему потребно.
Но при этом в семье определенно существуют серьезные проблемы, и дети явно отражают подспудные комплексы родителей. Говорить за Билла и Чарли не возьмусь, но, похоже, их дистанцированность от родителей — подсознательная боязнь тотального контроля со стороны матери. Артур являет собой слишком яркий пример для старших сыновей.
С этой точки зрения интересен брак Билла и Флер. С одной стороны удивительно вообще его желание жениться, несмотря на полученную в детстве прививку антибрачной бациллы, с другой, мне интересно, насколько большую роль в его выборе невесты сыграл фактор «не той девушки». Хотя Молли бы невестка не понравилась априори, но все-таки…
Следующий по списку: Перси — попытка преодолеть другой комплекс — неудачника в карьере. Честолюбие, которое наглухо задавленое в отце, расцветает пышным цветом в третьем сыне. Само по себе честолюбие вовсе не плохое чувство, но проблема Перси в том, что он стремится не к чему-то, а от чего-то. Иными словами он формулирует цель путем отрицания: «Я не буду таким, как мой отец», — а не: «Я буду таким-то и таким-то, потому что это позволит мне самореализоваться». В седьмой книге мальчик взрослеет, и — едва ли не единственный из Уизли — справляется с собой и выходит из порочного круга.
Фред и Джордж — еще один способ выйти из-под опеки матери — зацикленность друг на друге. Равным Фреду может быть только Джордж, и наоборот. Остальные — существа другого порядка и к ним применимы другие правила. Такой элитный клуб на двоих. Кстати, не отражение ли это комплекса «предателей крови», отщепенцев в мире чистокровных волшебников?
Рон — комплекс нищеты. Зависть и неуверенность в себе его постоянные спутники. На протяжении всей эпопеи он наступает на одни и те же грабли. Вроде бы к конце седьмой книги он, наконец, отрешается от своих проблем, и вроде бы он женится на девушке, которую любит и которая любит его, и вроде бы становится отцом… Не вижу Рона в этом будущем. Один шаблон и никакой жизненности.
Джинни… Случай Джинни заставляет меня испытывать жалость ко всем мальчикам Уизли. Потому что матери всегда легче сломать сына, чем дочь. Потому что девочки обладают большим запасом прочности в психологическом плане. Потому что девочки легче восстанавливаются после кризиса. (Не уверена, что если бы дневник Риддла попал к Рону, тот бы в итоге не оказался в Св. Мунго). Джинни реализовывает программу-максимум: «Я буду лучшей». Потому что я должна компенсировать то, что я родилась в бедной семье, потому что мои родные не ждут от меня многого, потому что я когда-то выпустила василиска, потому что мне нравится самый знаменитый мальчик Великобритании, потому что если я не буду лучшей, я буду никем. В общем, если бы Джинни Уизли родилась мальчиком, быть ей вторым Перси, но она — девочка, и направляет свою энергию чисто по-женски, не на учебу и карьеру, а на окружающих ее людей.
Таким образом, среди проблем семейства Уизли — травмирующая неразбериха с ролями отца и матери, низкое положение по социальной лестнице, комплекс неудачника — и самое неприятное — воззрения Молли и Артура настолько скорректированы по жизни, что они не считают эти проблемы проблемами; это их обычное состояние, а значит, ничего не надо менять. Не добиваться счастья, а находить его в том, что уже есть. Не стремиться. Не искать. Поиски места под солнцем — неприличны, вот дети и выкручиваются каждый как может.
В ходе войны Уизли приходится не сладко. Билл изуродован оборотнем, Фред погиб. На глазах Молли и Артур их дети подвергаются смертельной опасности. И тем не менее родители находят в себе силы отпустить своих «птенцов». Подобное решение вызывает уважение, и, в общем-то, Роулинг однозначно демонстрирует, что позиция Уизли правильна, НО. Позиция свободного выбора или позиция служения Greater Good? Ради чего сражались Уизли в этой войне? Отсутствие личной конкретной цели и защита высоких идеалов ценой собственных жизней сильно попахивает фанатизмом. То есть я понимаю, что по тексту Уизли молодцы и все такое, но в принципе… если подумать…
Артур сражается как старый орденец, как мужчина-защитник своих родных, Молли оберегает детей, Билл поддерживает свою семью, Перси изживает таким образом чувство вины, Фред и Джордж — потому что это круто, Рон идет за Гарри, Джинни — потому что этим она доказывает себе, что достойна. Война на самом деле служит путем решения накопившихся проблем. Иначе все это вообще бессмысленно. Но неужели эти проблемы нельзя было решить иными способами?
Блэки
Древнее и благородное семейство вообще представляет для меня огромный интерес. Очень бы хотелось почитать про них что-нибудь наподобие «Саги о Форсайтах», потому что эта семья настолько архитипична, что невозможно не додумывать образы Роулинг.
Это семейство явило миру трех сильных женщин: Беллатрикс, Андромеду и Нарциссу. Причем сильных очень по-разному: силой страсти, силой воли и силой покоя. Если сравнить со стихиями — огонь, земля и вода.
Правильно говорят, что если у женщины не остается больше страха, она становится самым страшным и беспощадным существом. Беллу с таким же успехом можно было назвать Кали или Тиамат. С другой стороны, это все-таки некое упрощение. Понятно, что в саге о Потере Белла воплощает в себе черты богини-разрушительницы, но она же способна на преданность без остатка, на забвения себя ради человека, которому поклялась в верности… Служение, доведенное до настоящего фанатизма (и этот фанатизм Роулинг ярко показывает, в отличие от скрытого «фанатизма» Уизли).
Нарцисса сильна совсем по-другому. Она в большей степени хранительница, и лишь если загнать ее в угол, перевоплощается в охотницу. Я бы привела в пример Геру, если бы не моя личная неприязнь к этой богине. За свою семью она готова обмануть, предать и убить. Умереть, как мне кажется, тоже.
Сильна ли Вальбурга? Не думаю. Сильные люди редко бывают истеричными. Она истерзана волнением за своих сыновей, она видела их гибель, она осталась совсем одна. Кажется, Блэки совершенно не переносят одиночества…
Регулус — типичный персонаж-перевртыш. Все считали его слабаком, а он — раз — и весь в белом. Подросток, который решил исправить свою ошибку и погиб в результате. Но добился своего. Этого у Блэков не отнять, они все очень четко ставят цели и добиваются их любыми средствами.
Я не случайно оставила Андромеду и Сириуса напоследок. Два «предателя рода», и у обоих тяжелая судьба, — в пору поверить в родовое проклятье. В том, что они пошли против семьи ради своих целей, тоже явно видны «блэковские» корни. Вообще всех в этом семействе отличает крайнее упорство/упрямство, эгоистичность и умение закрывать глаза на те неприятности, которые порождает их стремление достичь цели. И еще: они расплачиваются. Исполнение желания любой ценой.
Сильные характеры, отсутствие морали и полная отдача тем, кому они решили подчиниться. И «положительный» Сириус в этом совсем не отличается от «отрицательной» Беллатрикс. Рисунок поведения у них один.
Интересно то, что при всей своей харизматичности ни один из Блэков не был ведущим. Они все ищут свою «альфу». Честно говоря, мне кажется, что все они немного садо-мазохисты по жизни. Их кредо — служение сильному лидеру, человеку, которого единственного они признают высшим над собой. Личные качества «альфы» оправдывают в их глазах и цели, и методы, и средства.
Малфои
О Малфоях я уже писала несколько раз, и сейчас хочу пройтись лишь по седьмой книге. Конечно, приятно видеть, что Роулинг изобразила их достаточно дружной семьей, в которой все любят друг друга, но вы не почувствовали флера обреченности и сломленности от поведения Малфоев в ГП и ДС?
Люциус, оставленный без палочки… Драко, мечущийся из одной стороны в другую… Одна Нарцисса, в девичестве Блэк, позволяет сохранить какие-то надежды на будущее.
Начну с Люциуса. Сложно даже представить, что значило для него лишиться палочки. Мало того, что вся ситуация сильно напоминает гражданскую казнь, это по сути еще и приравнивает его к магглам, к которым он, мягко говоря, не испытывает симпатии. Немилость Лорда и явное пренебрежение других его сторонников, в то время как он привык быть на привилегированным положении. В добавок ко всему, немилость распространилась и на всю его семью — сына и жену, и он не может больше их защитить. Целенаправленный слом личности и низведение ее до уровня растения — по-моему, так. Лиши человека его места в жизни, и он перестанет существовать. Нет никаких намеков, что со временем Люциусу удастся пережить поражение и начать строить жизнь заново.
Перейду к Драко. Весь седьмой год он проводит под знаком нерасположения Лорда и прямой угрозы жизни в случае неповиновения, причем угрозы для всей семьи. И он подчиняется. Он делает все, чтобы не вызвать гнев Лорда (и я его понимаю, в любом официальном руководстве для заложников всегда говорится о недопустимости провокации террористов на активные действия). При этом есть очень интересный момент, когда Драко вместе с Крэббом и Гойлом остается в Хогвартсе. Меня даже не столько занимает, почему он это сделал (Роулинг все равно не дает ему шанса «исправиться»), сколько поразили его отношения с вышеназванными товарищами. Во-первых, крэббогойлы обнаружили в себе способность говорить и колдовать, колдовать достаточно мощно, я бы сказала. А еще — действовать самостоятельно. То есть их отношения с Драко строились по самому неприятному сценарию: это не дружба, не преданность и чувство соприродности одному факультету. Роулинг в очередной раз замазала слизеринцев черной краской и прямым текстом дала понять, что Драко никакой не лидер факультета, он просто папочкин сын, все влияние которого исчезло, как только отец лишился своего положения. А между тем сам Драко пытается вытащить одного из своих из пожара, начавшегося в Комнате Необходимости.
Его явление в эпилоге знаково. Ни у кого не осталось впечатления, что это начало конца Малфоев, и поколения через три они перейдут на уровень вырождающихся Гонтов?
Единственный луч света в темном царстве — Нарцисса. У нее есть цель — благополучие семьи — и она идет к ней, как и все Блэки, упрямо и по кратчайшему пути. Нужно подчиниться Лорду — пожалуйста, обмануть его — без вопросов. Получается странная ситуация, когда цельный персонаж при усилии не ломается, а герой, известный своей моральной подвижностью, не выдерживает нажима. Люциуса что-то очень сильно подкосила, и здесь даже нельзя сослаться на Азкабан, потому что дементоров там не было. Единственным оправданием может стать то, что с прогриффиндорской позиции Роулинг, Малфои обязаны были поплатиться, и они поплатились.
Про зазеркаленные позиции Малфоев и Дурсли я писала, поэтому перейду сразу к Малфоям и Уизли. Опустим архей и протерозой, когда на земле возникли бактерии и одноклеточные (хотя некоторые Малфои утверждают, что первые Уизли появились как раз в то время и с тех пор лишь деградировали), не будем подробно останавливаться на палеозое — эпохе зарождения пресмыкающихся (несмотря на то, что всем Уизли доподлинно известно, будто на этот период пришелся расцвет Малфоеобразных), обойдем вниманием мезозой как эру, не повлиявшую существенно на развитие отношение между двумя достойными семействами, и обратимся, наконец, к кайнозою, а именно к антропогеновому периоду, ко второй половине XX века…
На самом деле по законам литературы Малфои и Уизли должны представлять собой классических антиподов. Уизли — хорошие, Малфои — плохие. Огромное спасибо Роулинг за то, что она отошла от этой схемы, придав глубины характерам и превратив героев детской книги в живые образы. Но. Всегда есть некое «но». Законов развития книжных персонажей никто не отменял, и поэтому и Малфои и Уизли были обречены остаться все же в определенных рамках.
Однако если копнуть поглубже…
Миф:
Малфои — богатые снобы с антимаггловской позицией, большими возможностями и привилегиями в магическом мире.
Уизли — скромные труженики, уважающие магглов, готовые несмотря на хроническое отсутствие средств поделиться своим теплом, любовью и дружбой с другими хорошими людьми.
Реальность:
Малфои — слизеринцы
Уизли — гриффиндорцы.
Естественно в мире, написанном Роулинг, которая отдала явное предпочтение последним, Уизли всегда будут хороши, а Малфои нет.
Иными словами Уизли всегда могут относится к магглам как к мартышкам в зоопарке, и это нормально, Малфои могут морщить носы, говоря о них (магглах, я имею в виду, хотя и о Уизли тоже), и это показатель их нехорошести. Это опять же к вопросу о политкорректности.
О богатстве и бедности. Для людей, которые декларирует, что деньги не важны, Уизли слишком остро реагируют на подначки с этой стороны. Для людей, которые считают, что такие как Уизли недостойны упоминания, Малфои слишком часто лезут на рожон. Их конфликт начался давно, и предмет его не наличие денег, положение или общественная позиция. Они сражаются за образ жизни. Сражаются так долго, что уже забыли, из-за чего все собственно началось и что они хотят доказать. Такое чувство, что их цель — просто доказать, что другие неправы. Квинтэссенция борьбы гриффиндорцев и слизеринцев. В то время как у них просто разные способы мышления.
И очень жаль, что Роулинг в итоге не показывает, что все точки зрения имеют право на существования, а есть одна, которая всегда будет правее других и равнее среди равных.
Несколько ссылок по теме:
О гриффиндоре и слизерине
О слизерине
Уизли
Джинни Уизли
Немного о Малфоях
Имя Драко
@темы: ГП, Размышлизм