Где-то я читала, что человечество описало уже все детективные ситуации (которых, в принципе, не так уж и много), и единственный оставшийся вариант - когда преступление совершает сам читатель.
С фэнтази, наверное, не все так плохо, но все равно, практически в каждой книжке присутствет один и тот же набор персонажей, и создать какую-нибудь усредненную модель книжки очень даже несложно.
Во-первых, Герой, выдающийся в какой-либо области (*наивно* ну, например, в квиддич хорошо играет), очень харизматичный* (харизматичнее него может выйти лишь Главный Злодей, но это получается у авторов непроизвольно), умный автор добавит ему пару недостатков, чтобы приблизить его к народу.
Затем идет Друг Героя. В данной категории наблюдается несколько типажей.
Друг-побратим: обычно бывшый враг, который проиграл в битве с Героем. Герой, естественно, благородно оставил его в живых, за что бывший враг проникся к нему дружескими чувствами. Чаще всего это здоровый молчаливый тип с каким-нибудь устращающим оружием, погибающий в конце книги.
Друг-трикстер: маленький, юркий, забавный, безумно обаятельный засранец, который постоянно попадает в разные передряги, из которых его постоянно вытаскивает Герой. Может быть немного надоедливым, но когда с ним что-то случается, Герой пускает скупую мужскую слезу.
Нередки случаи, когда авторы, не мелочась, решают снабдить своего Героя целой командой. Состав обычно бывает таким:
Друг-побратим
Друг-трикстер
Друг-зануда
Друг-обжора
Друг-недотепа
Молчаливый Друг
Друг-предатель


Герою, конечно противостоит Главный Злодей. Как уже говорилось, он очень харизматичен, могущественен, жесток и решительно непобедим.
Помощник Главного Злодея (Менее Главный Злодей). Здесь также наблюдается несколько разновидностей.
Суетливый Помощник Главного Злодея, мелкое отвратительное существо, по отношению к которому слов "пресмыкающееся" не является определением его места в классификации биологов.
Мрачный Палач: человек-загадка, на его устрашающем, покрытом шрамами лице видны следы былой Трагедии.
Армия Главного Злодея: необходимо показать, насколько Главный Злодей сильнее Героя.

Помимо всех этих в войну в книге, разумеется, должно присутствовать нечто вечное и завораживающее - а именно, Прекрасная Дама. Почему-то авторы уделяют ей мало внимания, считая этого персонажа второстепенным, обременительным и не сильно нужным для развития интриги.
Прекрасные Дамы бывают нескольких родов.
Сумасбродная принцесса, выделяются два подвида.
а)Сумасбродная принцесса - дочь Главного Злодея (конфликта Героя между любовью и долгом на лицо).
б) Сумасбродная принцесса ** - дочь короля, свергнутого Главным Злодеем, и выращенная при дворе Главного Злодея, но не отравленная его гнусным дыханием (двора, а не Главного Злодея).
Бравая путешественница: она может входить в команду Героя на правах спутника, а может повстречаться ему на пути в какой-нидуь харчевне, поразить Героя умением обращаться с ножом и вилкой и покорить его мужественное сердце после долгих, очень долгих язвительных переговоров где-то под конец книги.
Лиричная Героиня: самая пассивная из всех Прекрассных Дам. Она ждет своего Героя у окна в родной деревне и обещеает родить ему сына.

В книгах часто встречаются такие персонажи, которых сложно отнести к положительным или отрицательным.
Сумасшедший Ученый: может помогать как Герою, так и Главному Злодею. В любом случае, им можно только посочувствовать и посоветовать держаться подальше от неизвестного назначения орудий, зелий и т.п.
Пифия, она же Провидица, она же Вещунья, она же Ведьма, она же Оракул, она же Колдунья. Цель данного персонажа увидеть будущее, предсказать его по возможности так, чтобы никто ничего не понял и загадочно улыбаться в ответ на все вопросы***.

Ну и, конечно, какая книга обойдется без Артефактов?!
Артефакты чаще всего представляют собой некий объект, в борьбе из-за которого сходятся Герой и Главный Злодей. Хранится Он может и у Героя, унаследованный от отца, и у Главного Злодея, захваченный у предыдущего побежденного соперника. Иногда его прячут задолго до событий, описанных в книге, и тогда Герой и Главный Злодей устраивают забег в надежде найти Его первыми.

* Прим. 1.
Харизматичности Героя чаще всего сопутсвует некий Знак его Избранности. (см. прим. 3.)

** Прим. 2.
До сих пор не ясно, можно ли отнести Сумасбродных принцесс к категории Артефактов. Пока всемирную войну из-за Женщины описал лишь Гомер, остальным далековато до его романтзма.

*** Прим. 3.
Обычно Пифия делает некое предсказание, в котором говорится, что однажды... появится... кто-то... кто... свергнет... тирана... и... будет... у... него... некий... Знак Избранного.
Оно, во-первых, жутко бесит Главного Злодея, а во-вторых, жутко бесит Героя. И вообще, Пифии персонажи довольно неприятные.