Малфои: канон, выводы и предположенияКанонические факты (без отсылок, просто то, что я вспомнила в первую очередь):
1. Драко родился 5 июня 1980 года.
2. Нарцисса настояла на том, чтобы Драко учился в Хогвартсе, часто присылала ему сладости и пошла на нарушение приказа Лорда, чтобы убедить Снейпа спасти сына.
3. Драко защищал мать от оскорблений Рона и Гарри; выполняя приказ Лорда в 6 книге, он сильно переживал из-за того, что в случае его неудачи может пострадать Нарцисса.
4. Драко в первых книгах часто апеллирует к авторитету отца. Когда Люциуса заключают в Азкабан, клянется отомстить Поттеру за это.
5. Нарцисса происходит из древнего чистокровного семейства Блэков.
6. Драко проигрывал в квиддич Гарри Поттеру, но при этом Слизерин всегда выходил в финал соревнований.
7. Люциус до известных событий входил в попечительский совет Хогвартса.
8. Люциус обладал довольно сильным влиянием в министерстве, у него там влиятельные знакомые.
9. Люциус покупает слизеринской квиддичной команде новые скоростные метлы, когда Драко становится ловцом.
10. В семье Малфоев хранились "темные" магические артефакты.
11. Люциус и Нарцисса учились на факультете Слизерин.
12. Оба, Люциус и Нарцисса, сопровождали Драко в Косом переулке перед его первым годом в Хогвартсе. Перед вторым курсом Драко «собирал» отец, перед шестым — мать.
13. Люциус ввязался в драку с Артуром Уизли, чтобы отвлечь внимание и подбросить дневник Волдеморта младшей дочери Уизли Джинни.
14. Драко похож на отца: они блондины, у них обоих бледные с острыми чертами лица.
15. Люциус является последователем Волдеморта. Лорд доверил ему на хранение один хоркрукс — дневник. После исчезновения Лорда он был оправдан.
16. Люциус руководил акцией УС в министерстве, операция провалилась, его заключили в Азкабан.
Выводы и предположения:
1. Отношения в семье
Очевидно, что Нарцисса сильно любит сына и готова на все, чтобы защитить своего «детеныша». Очевидно, что Драко восхищается отцом и гордится им. Очевидно, что Драко любит мать и считает, что в отсутствии отца должен защищать ее. Остается лишь восполнить пробелы в отношениях Люциус – Нарцисса, Нарцисса - Люциус и Люциус – Драко.
Вообще удивительно, как мало в каноне сказано о чувствах Люциуса. Складывается ощущение, что это неслучайно. С одной стороны, это помогает Роулинг создать отрицательный образ, а с другой, — оставляет место для маневра. В отношении чувств Люциуса к жене и сыну можно только предполагать с большей или меньшей степенью достоверности.
Он уступает жене, когда та настаивает, чтобы Драко учился в Англии. Чего здесь больше: нежелания усложнять отношения с Нарциссой в случае отказа, обычного для семьи способа совместного принятия решений или подспудного нежелания отпускать Драко далеко от дома? И еще: откуда вообще взялось предложение послать сына в Дурмштранг? И Люциус, и Нарцисса оба закончили Хогвартс, но мысль о преемственности почему-то не слишком привлекательно для Люциуса. О Волдеморте тогда речь и не шла, слизеринский декан — Северус Снейп, с которым у Люциуса неплохие отношения (он рекомендовал его Лорду), опасаться вроде бы нечего… Как мне кажется, единственным весомым аргументом против Хогвартса для Люциуса был незаменимый и неизменный директор Альбус Дамблдор. Нам неизвестно о том, были ли у них какие-либо конфликты в прошлом, но Люциус явно недолюбливает этого чересчур активного ста пятидесятилетнего «ребенка».
Скорее всего, Люциус и сам не слишком хочет отпускать сына в холодный Дурмштранг. Желание Нарциссы дает ему возможность передумать и оставить Драко «под рукой». Он находит время, чтобы вместе с женой пойти с Драко в Косой переулок перед первым годом в Хогвартсе; он делает все, чтобы взять школу под контроль; он покупает эти несчастные метлы для команды Драко и не пропускает его игры; он идет на все, чтобы защитить сына в ситуации с гипогриффом; он, что очень интересно, берет Драко с собой, когда собирается сбыть с рук темные магические артефакты (он мог бы отослать его, но не делает этого, наоборот, он приобщает Драко к тому миру, в котором ему предстоит жить). Пусть в каноне не прописано, что именно чувствует Люциус к сыну, его поступки и поведение говорят сами за себя. Он вполне себе любящий и заботливый отец.
Об отношениях с Нарциссой вообще известно крайне мало. Они вместе собирают Драко в Хогвартс, вместе посещают турнир по квиддичу и еще в шестой книге Нарцисса отбивает нападки Гарри в магазине мадам Малкин.
При этом обычно как-то выпадает из зрения, что Люциус и Нарцисса знакомы очень давно. Если принять во внимание генеалогическое древо Блэков, то получается, что они либо учились на одном курсе, либо Люциус на один курс старше Нарциссы. То есть они постоянно друг у друга на глазах с одиннадцати – двенадцатилетнего возраста. И если за это время они не поубивали друг друга, значит, они все же научились жить совместно.
Пусть явиться вместе на квиддич их обязывало положение и общепринятые правила, пусть они провожали Драко в Хогвартс вместе, чтобы создать видимость «идеального семейства» и не травмировать сына, но то, как Нарцисса держится во время перепалки с Гарри Поттером, называется «крепкий тыл», что, по-моему, говорит о хороших отношениях в браке.
2. Богатство и чистокровность Малфоев
О чистокровности Малфоев я уже писала, но повторюсь еще раз: в каноне нигде не упоминается о чистокровности Малфоев, есть только явно повторяемые за Люциусом высказывания Драко о грязнокровках. Однако Малфои чистокровны, иначе Нарциссе, представительнице древнего и благородного семейства Блэков, просто не позволили выйти замуж за Люциуса, либо выжгли бы ее имя с гобелена.
Богаты ли Малфои? Существует интересная статья на Мифомании, в которой доказывается точка зрения, что Малфои лишь притворяются богатыми, создают видимость, а на самом деле они в какой-то мере стеснены в средствах.
Но у Роулинг наблюдается забавная традиция: все чистокровные семьи если не богаты, то, по крайней мере, состоятельны. Это касается и Поттеров (Гарри повезло с наследством), и Блэков (Сириусу досталась лишь малая часть, а все остальное так и пылится в Гринготтсе)*. Вероятно, дело в том, что все древние семейства хранят богатство с тех времен, когда его еще можно было завоевать в поле с мечом или с луком в темном лесу. Иными словами, как произошло у магов расслоение на богатых и бедных (формирование феодальной системы в Европе), так они свои денежки и преумножают.
Как мне кажется, в Гринготтсе собран такой запас, что если его обналичить, то магическую Великобританию ожидает то же, что и Россию при обналичивании стабфонда. Пока же у них финансовая ситуация довольно хорошая. Галлеон по обменному курсу идет выше, чем фунт (неслабая валюта). Так что, Люциус, наверное, нигде не работал и вел жизнь великосветского балбеса. Скорее всего, Малфои живут на проценты с доходов и не ограничены в средствах.
3. Драко в Хогвартсе
Поведение Драко в Хогвартсе — это удивительная смесь наглости, расчетливости, пустозвонства и невезения (и за что я его люблю? )
По законам жанра ему никогда не обойти Поттера. Но нужно посмотреть на все под другим углом. Если бы на первых пяти курсах Драко смог абстрагироваться от своего соревнования с Мальчиком - который… он бы заметил, что сплотил вокруг себя слизеринцев, людей, не слишком склонных к командным играм.
Кстати об играх… Квиддич, конечно, долгое время был больным местом Драко. В последней книге он, правда, уже не играет (я честно говоря не помню, об этом говорилось что-то или просто можно предположить, что Драко сам отказался от места ловца из-за особого поручения?) Так вот, все пять книг Драко одержим мыслью победить в квиддич Поттера. Однако в своей первой(!) игре он, снабженный более скоростной метлой, проиграл и попал в смешное положение, — а это самое страшное сочетание для малфоевского темперамента. Да, он зазевался, но при этом, поскольку Слизерин каждый год выходил в финал, можно предположить, что остальных ловцов Драко всегда обыгрывал.
Ну и, конечно, эти пресловутые метлы, купленные Люциусом… Было ли куплено место Драко в команде? Это слова Гермионы, и в них слышится авторская позиция. Непрямо, но Роулинг намекает на это. Спорить с автором бесполезно, ей лучше знать, но я всегда верила, что Малфой был неплохим ловцом, что, собственно, и доказывается на протяжении всех пяти книг.
Драко на самом деле очень медленно взрослеет, что характерно для детей, которых балуют родители. Все его интриги, чтобы отомстить Гарри очень детские. На первом курсе, в одиннадцать лет, он несколько недель следит за гриффиндорцами и не доносит на них, потому что ему самому любопытно! Это такое милое детское мышление, за которое хочется его расцеловать. Наябедничав позже, он и сам попадается, интрига потеряла свою привлекательность.
Маскарад с дементорами — это все еще детские игрушки, как и история с гипогриффом на том же третьем курсе. Но на четвертом Драко разворачивается во всей красе. Придумать значки и убедить многих учеников надеть их — это уже немного иное: высвечиваются такие его качества, как способность увлечь за собой и убедить, а еще — хорошая фантазия. Песенка про Уизли снова говорит о его творческой жилке. Но в сущности, все это безобидные проделки; по сравнению с тем, с чем обычно сталкивается Гарри это именно что детские игры. Гарри взрослеет гораздо стремительнее, к пятому курсу он психологически гораздо старше Драко. Малфою приходится очень резко повзрослеть, когда отец попадает в Азкабан и на Драко наседает Волдеморт. Но даже здесь он еще не до конца понимает, во что ввязался. Все эти обвинения Снейпа, что тот хочет присвоить его славу, звучат настолько инфантильно, что это внушает серьезные опасения.
Перелом наступает на АБ. Разговор с Дамблдором выворачивает Драко наизнанку. Он осознает границы своих возможностей, понимает, что игры закончились, и он не может убить человека. Будем надеяться, во время своих скитаний со Снейпом у него будет время обдумать свое поведение и повзрослеть.
* Еще один вопрос в копилку: не за то ли Люциус презирает Уизли, что те, чистокровные, не удержали родового наследства?